Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Плехова Я.А. Детский совет «Право на имя»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».
Сегодня возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правовая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОО, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС ДО через уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. У детей в рамках инклюзивного образования необходимо сформировать понятия о своих правах и умение ими пользоваться, а задача педагогов создать условия для формирования правовых знаний и умений, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, такую форму работы, как «Детский совет» доступные пониманию дошкольников.
Цель: создание условий для формирования правовых основ детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные: дать детям элементарные знания и представления о правах ребенка.
2. Развивающие: создать условия для позитивной социализации ребенка дошкольника, его личностного развития, формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уверенности в себе, дружелюбное отношение к сверстникам, социальную терпимость, уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Технологии: ИКТ, технология «Детский совет», здоровье сберегающие и игровые технологии.
Методы обучения: словесные, проблемно-поисковые, практические.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: магнитофон, телевизор, колокольчик, Крош, мольберт, план.
Основные понятия: право на имя, доброта, терпение, уважение.

Этапы проведения

Содержание

Компетентность (формируемая)

Организационный этап:
Приветствие
Позывные для «Детского совета».
Звон колокольчика
-Колокольчик мой, дружок!
Собери ребят в кружок.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Организационный момент: именные подушечки
Социальная
Коммуникативная
Мотивационный этап:
Проводится игра:
-Дили-дили-дили-дон,
По дороге ходит слон.
Ну, а наша детвора,
Начала игру в слова:
-Как зовут зайчонка? (Крош)
-Ну, а как ребенка? (дети по кругу передают Кроша и называют свое имя)
-Как славно девочек зовут:
Вот Настя – шелковый лоскут.
И Света – фиалочка лесная.
И Юля – звездочка ночная.
-Как славно мальчиков зовут:
Вот Рома – пушечный салют.
И Миша – парус средь простора,
И Ваня – шумный рев мотора.
Социальная
Коммуникативная
Основной этап:

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку,
Зовут красиво – Розочка.
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)
-Сегодня мы с вами поговорим о праве на имя.
Обмен информацией: модель трех вопросов
-Ребята, а как вы считаете, чем право на имя важно для всех людей?
-А что означают ваши имена?
-А чтобы узнать информацию о своем имени, где мы можем ее найти? (из книг, телевизора, мультфильмов, компьютера)
- В «Конвенции о правах» ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.
Новости: Послушайте, ребята, я хочу рассказать вам одну сказку.

Как гномы имя выбирали

Однажды ранним утром, когда солнышко только проснулось и потянулось во все стороны руками-лучиками, а ветерок в это время уже бодро скакал с ветки на ветку, произошло радостное событие: в семье гномов родился сын.
Стали гномы-родители думать и гадать, как ребеночка назвать.
– Давай назовем его Молчуном, – сказала мама. – Посмотри, какой он у нас спокойный, ни разу не заплакал.
– А, может, Тихоней? – задумался папа-гном. – Вот ведь какой тихий, мы о нем говорим, а он только глазками хлопает.
– Нет, – возразила мама, – лучше уж Большеглаз.
Глаза и вправду были у малыша большие и темно-зеленые, как летняя трава.
– Большеглаз? – удивленно произнес папа. – А что, по-моему, неплохо.
(Как вы думаете, почему гномы-родители так странно хотели назвать своего малыша: Молчун, Тихоня, Большеглаз? Есть ли такие имена у кого-то из вас?)
Так думали они, думали и решили сходить к мудрой сове за советом. Пришли к ней да про свою заботу рассказали. Послушала их мудрая сова и сказала, что никто свих детей по особенностям и качествам не называет. Есть много красивых имен, из них и нужно выбрать самое подходящее для малыша, ведь имя ребенку дается на всю его долгую и счастливую жизнь.
(Какие имена вы знаете)
Задумались гномы-родители, приуныли. Какое имя выбрать? Как не ошибиться? Стали рассказывать о своем мальчике мудрой сове. А она им и посоветовала:
– Назовите-ка вы мальчишку Тимошей. Ласковое, доброе имя, звучит приятно, да и слово «тихий» напоминает, а подрастет Тимоша, станете звать-величать его Тимофеем.
Обрадовались гномы-родители, поблагодарили сову за умный совет и домой заспешили, а ну как дитятко проснется, а их дома нет, заскучает, огорчится да и расплачется.
А сова мудрая решила для лесных гномов словарь имен составить, чтобы они могли для своих малышей красивые, звучные имена подбирать. С тех пор остальные гномы в этом лесу стали своих деток разными красивыми именами называть да мудрую сову добрым словом поминать.
Динамическая пауза: коммуникативное упражнение «Дрозд»
-Я-дрозд, и ты – дрозд!
У меня нос, и у тебя нос.
У меня уши, и у тебя уши.
У меня глаза, и у тебя глаза.
У меня плечи, и у тебя плечи.
Мы – друзья!
Информационная
Здоровьесберегающая
Коммуникативная
Социальная
Проблемная ситуация
-Ребята, как вы думаете, а настоящие друзья могут друг друга обидеть? (ответы детей)
-Послушайте, какая история произошла с нашей Ириской.
Во дворе играли дети
Им было лучше всех на свете.
Песчаный замок возводили,
Своею дружбой дорожили.
У девочки имя было Ириска,
А мальчика звали просто Дениска.
Дети любили свои имена
Право на имя страна им дала.
Но мальчик однажды решил пошутить
Ириску – «сосиской» начал дразнить.
Ириске обидно, ей не до смеха.
Дениска: «сосиска» - кричит, вот потеха.
Девчонка рыдает, аж слезы ручьем:
-Ну, что тебе в имени, слышишь, моем?
Ведь я никогда тебя не обижала
И только Денисом тебя называла.
Нет права такого на свете,
Чтоб имя коверкали дети!
И шутка тогда лишь понятна,
Когда обоюдно приятно.
Скажите, ребята, Дениске
Какие права у Ириски?
И может ли друг так шутить
Ириску до слез доводить?
Вопросы к детям:
1.Вам понравилась эта история?
2.Если не понравилась, то почему?
3.А какое право нарушил Денис?
4.А вы бы хотели, чтобы про ваши имена тоже сочинялись такие дразнилки?
Информационная
Социальная
Планирование самостоятельной деятельности
-Ребята, давайте мы с вами составим план, чем можно интересным заняться в наших центрах по теме «Право на имя». (дети совместно с воспитателем составляют план организации самостоятельной деятельности и расходятся по центрам)
Коммуникативная
Социальная
Практический этап:

Центр математики: игра в шашки, логические игры.
Центр «Познавай-ка»: просмотр мультфильма «Смешарики»: серия «Право на имя»
Центр книги: рассматривание книги «Сонечка и волшебник Права», А. Мухлынина «Как гномы имя выбирали»; сюжетных картин по теме; аудиозапись «Книга ласковых имен О. Кириллова.
Игровой центр: сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
Центр конструирования: построить «Домик Дружбы » для Ириски и Дениса.
Спортивный центр: П/ игры, упражнения со скакалкой, мячом.
Центр «Правознайка»: д/игра «Твои и мои права»
Центр творчества: рисование по сказке «Буратино».
Деятельностная
Социальная
Коммуникативная
Заключительный этап:
Подведение итога, анализ деятельности
Вот уж вечер настает
Ириска в круг нас всех зовет.
Давайте вместе посидим,
О том, как день прошел, поговорим.
(воспитатель вместе с детьми подводит итоги работы по плану в центрах, дети делятся значимыми для них событиями за день)
-Ребята, а кто-нибудь из вас нарушил сегодня чьи-либо права?
Социальная
Коммуникативная
Деятельностная
Информационная
Рефлексия
 Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Кто сегодня дружным стал?
-Кто о праве на имя узнал?
-Кто Ириске и Дениске помогал, и секреты дружбы разгадал?
-С Крошем кто из вас играл, ему имя называл?
-Права будем нарушать, и друг друга обзывать?
Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети,
Друга обижать!
Потому что без друзей
Очень трудно жить…
Скажем вместе
Дружбой надо дорожить!

Социальная
Коммуникативная
1.Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80с.
2.Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 96с.
3.Свирская Л.В. Детский совет: Методические рекомендации для педагогов / Л.В. Свирская. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80с.: ил. – (Серия «Вдохновение»)
2018