Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Белуш Я.М. Система сопровождения молодых специалистов «Вместе к успеху»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Каждый год наша школа пополняется новыми кадрами. Нет таких ВУЗов, которые готовили бы сразу талантливых педагогов, но в школе, в которую приходит молодой учитель, могут и должны быть созданы условия для выявления и развития его способностей, для адаптации и становления.
Представленная система становления молодого специалиста, построенная на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, интерактивного взаимодействия позволяет молодым коллегам преодолеть несоответствие между теорией и практикой, фобии, низкую самооценку своего опыта и выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Цель наставнической деятельности: создание гибкой модели сопровождения процесса профессионального становления молодых специалистов.
Система состоит из шести приоритетных направлений.

Направление 1 «Психологическое сопровождение адаптации молодых специалистов»

Девиз: «Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам».
Задача: создать условия для психологической адаптации молодых специалистов, оказания психологической помощи.
Циклограмма деятельности по данному направлению:

Вид деятельности
Сроки проведения
1
Анкетирование на выявление проблем в профессиональной деятельности, запросов педагогов
1 четверть
2
Цикл групповых консультаций с элементами тренинга:
1. Просто поверь в себя (повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения).
эмоционального напряжения).
2. Психологическое благополучие педагога (обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния).
3. Доверие (анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности).
4. Самопознание (формирование осознанного отношения к процессу самопознания, мотивации к дальнейшей саморефлексии).
1 раз в четверть
3
Индивидуальные консультации по возникшим психологическим проблемам
По запросу, по результатам диагностики
4
Групповые консультации «Анализ педагогических ситуаций»
По запросу
5
Комплексная диагностика по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей молодых педагогов
В течение учебного года
6
Подготовка памяток, рекомендаций по повышению уровня психологической адаптации педагога
В течение учебного года

Направление 2 «Сопровождение педагогом-наставником»

Девиз: «Опыт — лучший учитель".
Задача: создать единое образовательное пространство опытных педагогов и новичков в становлении профессиональной деятельности молодого педагога.
Циклограмма деятельности по данному направлению:

Вид деятельности
Сроки проведения
1
Организация наставничества
- собеседование с молодыми специалистами;
 - совместное обсуждение плана работы в системе наставник-наставляемый;
- консультация, общая характеристика основных проблем начинающего педагога;
- знакомство со школой, с ее традициями
сентябрь
2
Работа с документацией
- составление планов работы, рабочих программ, календарно-тематических планов;
- поурочное планирование;
- знакомство с нормативно-правовой базой специалиста, учителя предметника и др.

сентябрь,

корректировка по мере необходимости
3
Самообразовательная работа
 - оказание помощи в выборе темы самообразования, в составлении плана самообразования;
- собеседование по реализации плана самообразования

1 четверть


1 раз в четверть
4
Индивидуальные консультации по заданной тематике, возникшие в ходе практической деятельности
По мере необходимости
5
Посещение наставником занятий, уроков молодого специалиста, организация их самоанализа
Еженедельно
6
Подготовка памяток, рекомендаций по повышению эффективности учебно-воспитательной работы, организации образовательного процесса
В течение учебного года
Направление 3 «Научно-методическая инновационная деятельность молодого педагога».
Девиз: «Наука и труд, дивные всходы дают».
Задача: организовать методическое сопровождение молодого педагога в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки, инноваций и передового опыта, повышения уровня методической подготовленности педагогов.
Циклограмма деятельности по данному направлению:

Вид деятельности
Сроки проведения
1
Работа с электронными ресурсами, необходимыми для систематической работы специалиста
- обзор ресурса «Сетевой город»;
- работа с электронным журналом;
-обзор сайта УО; ЦРО; ИРО
Вводный инструктаж – сентябрь;
далее по мере необходимости
2
Аттестация педагога, формирование портфолио
в течение года
3
Активизация деятельности молодого педагога через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях
в течение года
4
Знакомство с новинками педагогической и методической литературы, периодическими изданиями
в течение года
5
Знакомство с основными направлениями инновационной деятельности школы
- работой КИП,
- работой научного общества учащихся
Вовлечение в участие в инновационной деятельности
- участие в инновационных проектах
- участие в грантовых конкурсах
в течение года



в течение года
6
Вовлечение в работу ШМО
в течение года
7
Участие в проведении предметных и методических недель
в течение года
8
Участие в педагогических советах, методических семинарах
в течение года
9
Посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом
еженедельно
Направление 4 «Молодой классный руководитель»
Девиз: «Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит».
Задача: помочь в организации воспитательной работы с классом.
Циклограмма деятельности по данному направлению:

Вид деятельности
Сроки
1
Работа с документацией. Ознакомление с основными документами, регулирующими деятельность классного руководителя
1 четверть, далее по мере необходимости
2
Индивидуальное консультирование по воспитательной работе и т.д.
по запросу
3
Представление классного руководителя на первом родительском собрании; методическая и организационная помощь в проведении родительских собраний
1-ое родительское собрание;
1 раз в четверть
4
Посещение воспитательных мероприятий молодого учителя, организация их самоанализа
Ежемесячно
5
Психологические тематические консультации
«Возрастные особенности учащихся»;
«Психологические аспекты организации работы с родителями»;
«Психологические методики изучения коллектива»;
«Работа классного руководителям по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения»

1 четверть
2 четверть

3 четверть
4 четверть

6
Подготовка рекомендаций, памяток по повышению эффективности воспитательной работы
В течение учебного года
Направление 5 «Нормативное обеспечение деятельности»
Девиз: «Больше узнаешь — сильнее станешь».
Задача: создать условия для нормативной деятельности молодых специалистов.
Циклограмма деятельности по данному направлению:

Вид деятельности
Сроки выполнения
1
Изучение нормативно-правовой базы («Закон об образовании», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, документов МОН РФ, МОН и МП КК, локальных актов и др.)
В течение года

2
Информирование и содействие в участии в программах для молодых педагогов
В течение года

3
Экскурс «Персоналии образования» (Министр образования РФ, Министр образования, науки и молодёжной политики КК, начальник УО г. Новороссийска, специалисты УО, ЦРО г. Новороссийска, курирующие разные направления и др.)
В течение 1 четверти, далее по мере необходимости
Направление 6 «Мониторинг профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителя»
Девиз: «Что посеешь, то и пожнешь».
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Задача: осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности молодых специалистов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития.
Ежегодно в апреле-мае карта мониторинга заполняется сначала учителем, затем – экспертной группой, в состав которой входят все члены аттестационной комиссии школы, по результатам годичного административного контроля, участия учителя в методической и инновационной работе школы.
Самооценка и экспертная оценка производится в десятибалльной системе, параметры и критерии оценки приведены в специальной памятке.
При различиях самооценки и экспертной оценки каких-либо параметров так, что меняется группа (оптимальный уровень, достаточный уровень, критический уровень), члены экспертной группы проводят индивидуальные собеседования с учителем для выбора направления и вида деятельности учителя по повышению уровня компетенций. При совпадении самооценки и экспертной оценки в I (оптимальный уровень) и II группе (достаточный уровень) баллов, учитель самостоятельно выбирает форму и вид деятельности по самообразованию в следующем году.  сли самооценка и экспертная оценка совпала в III группе (критический уровень), направления и виды деятельности по повышению уровня данной компетенции учитель выбирает по согласованию с экспертной группой.
Результатами сопровождения молодых специалистов является:

Ожидаемый результат


Измерители

(Индикаторы)

Успешная адаптация молодого специалиста
(успешность вхождения учителя в новый коллектив, потребность быть в коллективе).
Повышение способности педагога к саморазвитию, снижение барьеров педагогической деятельности

1. Сохранность контингента молодых педагогов до 80%, снижение процента оттока.
2. Вхождение молодых педагогов в состав различных органов (ШМО, рабочие группы и др.), решающих важные проблемы жизни школы.
3. Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой.
4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
5. Анкета «Барьеры педагогической деятельности»
Раскрытие своего творческого потенциала и возможность демонстрировать профессиональные достижения с опорой на опыт наставников

1. Количество и темы
индивидуальных
консультаций, посещенных и
проведенных учебных
занятий, мастер-классов
(сопоставительные таблицы,
графики, диаграммы).
2. Достижения молодого педагога (формальные показатели за учебный год (успеваемость, качество по предмету, ГДР, КДР, ГИА, ЕГЭ и т.д.)
3. Анкета «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса»
Активное включение молодых учителей в методическую и инновационную работу школы.
Формирование опыта создания собственных методических разработок
1. Участие учеников в конкурсах, исследовательской деятельности под руководством педагога (% участия, % качества участия).
2. Участие в конкурсах профессионального мастерства (% участия, % качества участия).
3. Оформленное Портфолио.
4. Увеличение количества лучших творческих разработок молодых педагогов в методической копилке школы.
5. Представление опыта молодых педагогов на заседаниях методических объединений, в т.ч. по темам самообразования, предметных неделях и др. (количество и темы открытых мероприятий, выступлений).
6. Диагностическая карта  "Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
Активное включение молодых учителей в воспитательную работу с учащимися. 
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства классного руководителя
(организаторских умений работать с классом; согласованность деятельности с запланированной; рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся;
результативность психологического контакта с учениками и их родителями)
1. Количество и темы индивидуальных
консультаций, посещенных и
проведенных воспитательных мероприятий.
2. Достижения классного руководителя (результаты участия класса в мероприятиях).
3. Отсутствие мотивированных жалоб на молодого классного руководителя.
4. Анкета «Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса».
5. Увеличение количества лучших творческих разработок молодых педагогов в методической копилке школы
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной помощи
Самоанализ знаний учителем
Получение информации об
образовательных
потребностях и
профессиональных
затруднениях,
уровне
квалификации и
профессионального
роста молодого педагога
Мониторинг профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителя. Сопоставительные и
динамические таблицы,
графики, диаграммы

2022