НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Большакова Р. Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами фольклора

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Воспитание детей в народных традициях имеет большое значение во всем мире. Это связано с необходимостью воспитания утраченных связей современного человека с культурой своего народа начиная с самого малого возраста. За последние годы на Новгородчине уже накопился опыт приобщения подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры. Начиная с детского сада, детей знакомят с русскими семейно-бытовыми традициями, календарными праздниками, народными песнями, играми, ремеслами, обрядами. Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», отмечал Л.С. Выгодский. Педагоги должны создать такие условия для детей, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.
В основу данной разработки легли положения концепции регионального компонента «Новгородский край», утвержденные комитетом образования Новгородской области в 1997 г. В основе концепции лежит ориентация региональной системы образования на культурные ценности народа, на осмысление, сохранение и передачу следующим поколениям гуманистических и эстетических основ национального мировоззрения.
Русский фольклор призван познакомить детей с удивительными образами духовной и материальной культуры родного края, сформировать личностное, эмоциональное, целостное отношение детей к традициям и культуре Новгородчины.
Об этом рассказывает собранный материал по записям «Традиционный фольклор Новгородской области» В.И. Жекулиной, В.В. Митрофановой. В этом пособии мы ориентировались на «общерусскую» схему жанрового состава детского фольклора. Только активная собирательская работа позволила найти для нас недостающие и малоизученные звенья, представить новгородский материал более полно, уточнить его специфику и оригинальность.
Продолжила научное исследование по разнообразию русского песенного творчества на примере семейно-бытовых и календарных образов М.К. Бурьяк в своем бесценном собранном материале «Новгородское народно-певческое искусство» [1].
Для ребенка народная игра – это одна из главных форм его деятельности.
Подробное изучение традиционных игр Новгородской области рассмотрены в методическом пособии С.В. Григорьева «Традиционные Новгородские игры и забавы» [2].
«Интегрированные циклы занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры», объединенные одной темой, можно найти в пособии Т.А. Поповой.
Основная цель данной разработки: воспитание личности ребенка, как носителя национальной культуры, понимание образов, мотивов, сюжетов традиционного народного искусства.
Для реализации цели ставятся следующие задачи:
·                   воспитать интерес и уважение к народным обычаям и традициям;
·                   познакомить детей с разнообразием русского народного песенного творчества на примере семейно-бытовых и календарных образов;
·                   дать представление о художественной специфике и региональных особенностях русской традиционной культуры;
·                   создать условия для развития эстетического вкуса и творческих способностей;
·                   воспитать чувство любви к родному краю и уважение к его культурному наследию;
·                   развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
·                   развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление;
·                   формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
·                   развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей.
МАДОУ №78 «Теремок» г. Великий Новгород углубленно работает по использованию регионального компонента в своей образовательной практике. Работая музыкальным руководителем, считаю необходимым сформировать у детей старших групп представления о народной культуре, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого на постоянной основе необходимо обращаться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа.
Для работы в этом направлении в детском саду оборудовано помещение в народном стиле с различной бытовой утварью. Автором была проделана большая работа по систематизации наиболее доступного материала по детскому фольклору, адаптированы конспекты, сценарии, обрядовые праздники и развлечения для детей старшего дошкольного возраста. А также разработан учебный план работы по данной теме, рассчитанный на два года (таблица 1). Кружковая работа по данному направлению проводится один раз в неделю. Темы работы следующие: как жили наши предки, их культура быт; рождение человека, родильные и крестильные обряды; знакомство с одеждой древних славян, льняными изделиями и способами их изготовления; участие детей в народных календарных праздниках: «Рождество христово», «Святки-Колядки», «Масленица», «Сороки», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троица», «Осенины». Для формирования учебно-тематического плана и программы занятий использовались материалы Грушко Е. А., Медведева Ю. М., Забылина М., Кнезевой О.Л., Мерзляковой С.И., Некрыловой А.Ф., Панкеева И.А., Новицкой М.Ю., Науменко Г.М., Жекулиной В.И. и др. [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

Таблица 1. Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Время проведения

1. Введение
1.1   Как жили наши предки, культура, быт, хозяйство древних славян.
1.2   Понятие о народе, народной культуре.
1.3   Как мы узнали о жизни наших предков (археология, этнография).

сентябрь

2.       Детский фольклор
2.1   Рождение человека. Родильные, крестильные образы, обряд имя-наречения.
2.2   Колыбельные песни: Сон-Угомон, Дрема, Покой, Кот-Баюн – образы носители сна и образы устрашители: Бука, Бабай, Волчок.
2.3   «Вот такая расти, ко мне в гости ходи». Честушки, потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, дразнилки, считалки. Старинные детские игры и игровые препевки.
2.4   Музыкально-игровой материал: «Колыбельная», «Баю-баюшки баю», «Андрей-воробей», «Ехал Тит на дрожках», «Гуси-гуси», «Чики-чикалочка», «Две тетери».
2.5   Игры: «У дедушки Трифона», «Дударь», «Чижик».

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

3.       Детский фольклор
3.1. Откроем бабушкин сундук – «По одежке встречают». Что носили в старину: одежда древних славян и традиционная крестьянская одежда. Из чего делали одежду: рубахи, сарафаны, пояса. Домашнее производство – обработка льна. Знакомство с льняными изделиями. Хоровод «Пошла млада за водой».
3.2. Музыкально-игровой матириал: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Поясок», «Селезень».

Декабрь

Декабрь

4.       «Народный месяцелов». «Всякая душа празднику рада».
4.1. Начинаем жить по старинному земледельческому календарю, как жили наши предки. Русская народная песня «Кони у нас запряжены»
4.2. «Ой, Вы, Святки!». Образы и обычаи Рождественного сочельника.
4.3. «Рождество Христово». Рассказы о Рождестве. «Коляда», «Святки-колядки», коледование. Музыкально-игровой материал: «В Рождество Христово ангел прилетел», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ночь Рождества», «Ходила Коляда».
4.4. Здравствуй, сударыня Масленица! Семь дней веселья. Обряды, обычаи, масленичные песни, заклички, игры. Блин – символ солнца, главное угощение на Масленицу. Готовим чучело Масленицы.
4.5. Музыкально-игровой материал: «А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица дорогая», «Масленка-широкая масленка». Игры: «Гори, гори ясно», «Плетень».
4.6. Приди, весна, красная! День Евдокии весновки. Приметы, образы.
4.7. Сороки святые. Обряд закликания птиц. Заклички, веснянки. Печем, лепим жаворонков. Игра: «Жаворонок», «Золотые ворота».
4.8. Вербное воскресенье. Христово воскресенье на многие лета! Пасха – святой праздник воскресенья Христова. Пасхальные игры, катание, расписывание яиц. Песня «Вербочки».
4.9. Троица – праздник русской березки. Обряды, игры с веночком, хороводы. Песни: «Березка белая», «А мы просо сеяли», «Ручеек».
4.10.                     «Осенины». Музыкально игровой материал: «Заинька», «Золотые ворота», «Ворон».

Январь

Февраль

Март

Апрель

Июнь

Октябрь


Каждая тема сопровождается «малым фольклорным жанром» (потешки, считалки, частушки, прибаутки, дразнилки, небылицы, подпевки). Особое место занимают, систематизированные автором, народные игры Новгородской области, а также колыбельные, лирические, хороводные песни.
Необходимо подчеркнуть значение комплексного взаимообогащения музыкального репертуара и декоративно-прикладного творчества: раскраска пасхального яйца, ряжение на «Рождество», плетение пояска, лепка жаворонка, раскраска деревянной ложки и т.д.
Данная работа предусматривает естественное объединение общим тематическим содержанием теоретических занятий, на которых педагог и дети размышляют над смыслом тех или иных сторон народного мировоззрения, выявленных в конкретных фактах народной культуры, а также практических мероприятий, на которых они учатся сами воплощать этот смысл – воспроизводя обряд, исполняя обрядовые, игровые, плясовые песни, изготавливая обрядовую атрибутику и элементы народной одежды, играя в народные игры Новгородского края.
Таким образом, в реальном учебном процессе занятия проводятся в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей. А также эту деятельность можно проводить в форме беседы с использованием наглядных пособий, с привлечением ярких зрительных образов – Кота-Баюна, Дударя, дядюшки Трифона.
Фольклорный репертуар должен составлять большей частью песни и игры Новгородчины. Важно использовать аудиозаписи таких образов для более яркого восприятия их детьми, для овладения ими местной манеры пения.
«Красна песня ладом» - это народная пословица знакомит детей с колыбельными песнями, с русской народной лирической песней, с хороводами, частушкой.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках, которые безотрывно связаны с народными играми. «У каждого молодца нет забавам конца». Народные игры, как жанр русского народного творчества являются национальным богатством. А мы должны сделать их достоянием наших детей. Обращаем особое внимание на фольклорные игры новгородского края. На практике необходима межпоколенную связь, где бабушки и дедушки делятся опытом с детьми «А знаешь ли ты народные игры Новгородчины?»
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах «Кто людей веселит, за того весь свет стоит». Родители принимают участие в изготовлении игрушек-самоделок.
«Кто в радости живет, того и кручина неймет». Об этом рассказывает народный театр, где участвуют не только персонажи, куклы, петрушки, скоморохи, но разыгрываются русские народные сказки совместно с родителями, гостями из «Клуба творческого долголетия».
Особая роль в системе с детьми отводится народному искусству – приобщение детей к творчеству народных умельцев. Активная роль отводиться кружковой работе «Щедрый мир» и бабушкам-рукодельницам. Таким образом, специалисты детского сада, музыкальные руководители, педагоги, родители, гости из «Клуба творческого долголетия», перекликаясь друг с другом, выполняют огромную миссию, непринужденно вовлекая ребенка в мир Фольклора – Музыки – Театра.
Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала, просмотра видеосъемок и организации встреч с носителями народной культуры, такими как ГБУК Новгородский областной дом народного творчества, Новгородский Музей-заповедник, Новгородский областной академический театр драмы имени Достоевского, Детский Театр «Ильмера», Мущзыкальный театр «Лад» и др.
Ценность данного материала в самом цикле народной культуры, в повторности, передаваемых из поколения в поколение образов. Этот принцип дает возможность детям проживать не один раз в одних и тех же обрядах, и передавать этот опыт малышам.
В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия позволяет комплексно подойти к проблеме усвоения различных видов искусства ребенком.
Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизации – важная ступень, ведущая к глубокому постижению этого вида искусства [11].
Погружение ребенка в атмосферу музыкального фольклора, идущего от слова и сердца, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.
«Детский фольклор близок и интересен детям, а мы им помогаем, приобщаем к фольклору, играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться» - Федорова Г.П. Детский фольклор педагоги могут использовать в часы досуга, как физкультминутки или просто в свободной деятельности, на праздниках. Логопедам и дефектологам детский фольклор может помочь в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, и физрукам, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Высокое позиционное звучание речи влияет на развитие певческой интонации [12].
Если педагоги владеют тремя основными «ключами» в организации детских досугов «Интеграция – Игра – Импровизация», значит, они готовы к организации проведения легких, веселых и занимательных развлечений, где созданы условия для творческого самовыражения детей, снятия их неуверенности и зажатости. Добиться наилучших результатов и эффективности в этом позволит деятельность, тесно связанная с фольклором.

Библиографический список

1.       Бурьяк М.К. Новгородское народно-певческое искусство: Науч. исслед. / М.К. Бурьяк. - Великий Новгород, 2000. - 119 с.
2.       Традиционные новгородские игры и забавы: Метод. пособие / Упр. культуры Новгор. облисполкома, Науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, Совет по нар. играм АПН СССР; [Авт.-сост. Григорьев С. В.]. - Н. Новгород: Новгор. правда, 1991. - 98,[2] с.
3.       Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. — Н. Новгород: “Русский купец”, “Братья славяне”, 1995. — 368 с.
4.       Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. - 541,[1] с.
5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998. - 300 с.
6. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками: Программно- метод. пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Владос, 1999. - 212, [2] с.
7. Круглый год: Рус. земледел. календарь / [Сост., вступ. ст. и примеч. в тексте А. Ф. Некрыловой]. - М.: Правда, 1991. - 493,[2] с.
8. Панкеев И.А. Русские народные игры [Текст] / И. Панкеев. - Москва: Яуза: Эксмо-пресс, 1998. - 238 с.
9. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / [Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко; Авт. послесл. М. Ю. Новицкая, с. 194-211]. - М.: Просвещение, 1995. - 222,[1] с.
10. Традиционный фольклор Новгородской области (по записям 1963-1976 гг.): песни, причитания [Текст]: [сборник] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); изд. подгот. В. И. Жекулина и др.; отв. ред. А. А. Горелов. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 350 с.
11. Асташенкова, С. В. Этнокультурное наследие в духовном развитии личности / С. В. Асташенкова // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – 2010. – Т. 19. – № 1. – С. 62-65.
12. Шапкина, И. И. Методика работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора / И. И. Шапкина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 6-1(34). – С. 116-118.
2022