НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н. И. Театрализованные игры как средство ознакомления с окружающим миром через образы, краски, звуки

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf

Театрализованные игры – это театральное представление. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или в иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно. Детям нравится играть особенно со сверстниками. Театрализованные игры помогают детям создать радостную, непринужденную обстановку в музыкальном зале. Театрализованные игры в детском саду делятся на две основные группы: режиссерские игры и
игры – драматизации.
К режиссерским играм относятся – настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут дети не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного, изображая его интонацией.
Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Дети в этом случае играют сами, используя свои средства выразительности; интонацию, мимику, пантомиму. Театрализованные игры всегда радуют детей. Тематика и содержание театрализованных игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образами для подражания. Дети начинают отождествлять себя с полюбившимися образами. Театрализованные игры – это развитие и воспитание детей в игре, правильная ее организация.
Основными требованиями являются - содержательность и разнообразие тематики, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр, сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
При построении театрализованной деятельности детей учитываются:
·          индивидуальные и социально-психологические особенности,
·          особенности эмоционально- личностного развития;
·          интересы, склонности, предпочтение и потребности каждого ребенка;
·          любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
·          возрастные и гендерные особенности;
Целью театрализованных игр является: обогащение детей новыми впечатлениями, закрепление их знаниями, развитие инициативы, речи и художественного вкуса. Создание условий для реализации творческого потенциала детей, формирования у них чувства участия в коллективной сценической работе.
Образовательные задачи:
·          формировать музыкально-театрализованные представления детей с художественными ассоциациями и жизненными прообразами;
·          формировать умение детей ориентироваться в музыкальном зале;
·          расширять словарный запас и художественное слово;
·          побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для ее проведения;
·          формировать положительное отношение к театрализованным играм, поощрять участие детей в этом виде деятельности;
·          формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
Развивающие задачи:
·          развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
·          привлекать детей к участию в театрализованных играх и активизировать их действия;
·          развивать ассоциативное мышление и воображение, память, восприятие, слуховое и зрительное внимание;
·          развивать навыки создания свободных театрализованных композиций:
·          развивать умение следить за развитием действия в театрализации;
·          развивать умение детей перевоплощаться в образы сказочных персонажей.
·          совершенствовать артистические навыки детей;
Сценарий театрализованной сказки «Праздник Царицы Осени»
Дети под музыку заходят в музыкальный зал
Музыкальный руководитель: - Ребята, Осень - самое замечательное, самое красивое время года. Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие, в прекрасную страну – сказку, на праздник Царицы Осени.
В дорогу мы возьмем ценный багаж: шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пропустят в сказочное осеннее царство.
Выходят три месяца: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь
В руках у детей свитки
Сентябрь: - Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша, Осень,
соизволила пригласить всех гостей на праздник.
Октябрь: - И дала всем строгий наказ: - «Веселиться, не скучать, петь
и весело плясать!
Ноябрь: - Давайте все вместе встретим Царицу Осень!!!
Под музыку заходит Осень
Осень: - Я - Осень золотая,
Поклон вам мой друзья,
Давно уже мечтаю,
О встрече с вами я!
Ну, что же милые друзья,
Открыть осенний бал пора,
Вы спойте песенку про Осень,
Скорей порадуйте меня!!!
Дети рассказывают стихи:
1. Ходит осень, бродит Осень,
Листья с клена ветер сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто – розовый кленовый.
2. В платье пестром – золотистом,
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная Царица,
Открывающая бал!
Песня «Осень раскрасавица» Слова и музыка Н.Я. Соломыкиной
Сентябрь: - Дорогая Царица Осень! Мы, три брата: Сентябрь, Октябрь, и
Ноябрь. Решили сегодня повеселить тебя и показать на что мы
способны.
Октябрь: - У каждого из нас есть верные друзья, которые нам во всем
помогают.
Ноябрь: - Разреши нам дорогая Царица Осень начать праздник!
Осень: - Я разрешаю начать праздник! Велю веселиться вволю! Хочу
развеять мнение о том, что Осень унылая пора.
Осень: - Ну что ж, начинай Сентябрь, представь нам своих помощников.
Сентябрь: - Вот послушайте, ребятки, загадаю вам загадку,
«Выросло из зернышка, маленькое солнышко».
Дети: - «Подсолнух».
Музыкальный руководитель: - А вот, и наши «Подсолнухи!»
Танец «Подсолнухов» «Берлинская полька» исполняют мальчики
Музыкальный руководитель: - Братец Сентябрь мы знаем, что богат ты
урожаем, хочешь - мы тебе поможем собрать весь урожай.
Давайте поиграем:
Игра «Кто быстрее соберет в корзинки фрукты и овощи»
Осень: - Молодцы ребята, а еще я знаю, что в Сентябре в лесу много грибов.
Дети рассказывают стихи:
1. Дождь собрался за грибами,
Долго по лесу ходил,
Искал в роще под дубами,
И ничего не находил.
2. Грустный вышел он из леса,
«Здесь грибов похоже нет»,
А грибы растут по всюду,
И ему хохочут в след.
3. На пенечке сто опят,
«Очень тесно тут» - кричат,
Позовите грибника,
Чтоб грибы собрать с пенька.
Песня «Гномик и грибы» Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.
Сентябрь: - Вот какие замечательные у меня помощники!
Осень: - Я смотрю, твои помощники очень веселые ребята, пусть они нам
спляшут, свою удаль покажут!
Дети рассказывают стихи:
1. Говорят, что Мухомор,
Грубый и спесивый,
Я хотя и ядовит,
Ну, очень уж красивый!
2. Я знаменитый Боровик,
К уважению привык,
Я так хорош и летом, и зимой,
Ведь из меня все варят суп грибной!
3. Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я - Подосиновик.
4. Носим мы шапочки разные,
Коричневые, желтые, красные,
Совсем никого не боимся,
На полянке мы все веселимся!
Пляска «Грибочки» «Болгарская полька»
Осень: - Молодец Сентябрь, замечательно справился, а теперь пришел твой
черед Октябрь золотой, покажи свое уменье, и представь свои
творенья!
Октябрь: - Полюбуйтесь, маскарад,
Лес меняет свой наряд,
Он костюм примерил новый,
Желтый, красный, и лиловый!
Дети рассказывают стихи:
1. Пролетело лето, как большая птица,
Вот уже и Осень, в двери к нам стучится,
И листок осенний тихо и печально,
Падает на землю, словно бы нечаянно.
2. Листочки все осенним днем,
Красивые такие,
Давайте песенку споем,
Про листья золотые.
Песня «Осень» Музыка М.Быстровой, слова В.Семенова
Осень: - Покажи нам Октябрь, какой ты устраиваешь листопад!
Танец «С листиками» «Осенний Вальс» Музыка Н. Лукониной
Осень: - Спасибо Октябрь и твои помощники мне очень понравились, а
теперь твой черед - Ноябрь.
Ноябрь: - Я самый дождливый и холодный осенний месяц.
Дети рассказывают стихи:
1. Непогода, солнце скрылось,
Лужа тонким льдом покрылась,
Словно бабочки порхают,
Листья с веток облетают.
2. Да, разве дождик - это плохо?
Надень лишь только сапоги,
И в них не только по дорожкам,
Но и по лужицам беги!
Игра «Бег в одном сапоге»
Музыкальный руководитель: - Братец Ноябрь отгадай загадку!
Появилась в небе клякса,
Она черная, как вакса,
Если клякса заревет,
Разбежится весь народ,
Только ветер был хитер,
Налетел и кляксу стер.
Ноябрь: - Туча!
Дети рассказывают стихи:
1. Туча, туча, что ты льешь,
Подари нам туча дождь,
Дружно зонтики возьмем,
Под дождем гулять пойдем.
2. Ах, как приятно под дождем,
Шептаться с зонтиком вдвоем,
И даже можно зонтик взять,
И под дождем потанцевать!
Танец с зонтиками «Осенний листопад» Музыка Т. Попатенко
Осень: - Спасибо дорогой Ноябрь, и твои помощники замечательные.
«Да - разная я бываю, веселая и грустная, солнечная и пасмурная,
с дождем и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками,
но, я очень рада, что вы любите меня за красоту, за щедрость,
за редкие, но славные деньки. Спасибо вам большое за то, что
пришли в осеннее сказочное царство на наш праздник. Я прощаюсь
с вами до следующего года, и примите от меня подарки.
Осень уходит
Музыкальный руководитель: - Ребята, а мы с вами пойдем в группу
угощаться подарками Осени.
Дети под музыку уходят в группу.
Библиографический список
1. «Театрализованные игры» Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко Москва;
«Просвещение» 2001г.
2. «Театрализованные игры, сценарии, аттракционы» М.А. Михайлова
Ярославль: «Академия развития» 2006г.
3. «Нам весело» Е.Н. Соковнина Издательство «Просвещение» Москва 1999г.
4. «Театрализованные праздники для детей дошкольного возраста»
З.В. Ходаковская Москва; Мозаика – Синтез 2006г.
2020