НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Афанасьева М. А. Развивающие игры с песком для детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


Песок рождает множество ощущений: он шершавый и послушный, текучий и пересыпающийся, горячий сверху, прохладный внутри, мокрый или сухой, мелкий и с камушками.
Детям очень важно потрогать, прочувствовать этот материал именно руками, пальчиками. Любая игра с песком развивает крупную и мелкую моторику, обогащает тактильный опыт ребенка. Малыш познает свойства этого материала, развиваются его творческие способности и фантазия. Игры с песком позволяют снять напряжение, улучшить настроение. Для игр требуется координация движений рук и глаза, соотнесение того, что делают руки и что происходит в окружающем пространстве, с тем, что видит кроха. Развивается глазомер: надо оценить, сколько нужно песка для той или иной формочки. А присутствие машинок, фигурок позволяет проиграть разные ситуации. Играя вместе в песочнице, можно расширить круг друзей и знакомых: так малыши получают первый опыт отношений со сверстниками. Все это положительно влияет на развитие ребенка.
Для игры в песок необходимо запастись различным инструментом - ведра, совки разных размеров, формочки (выбирайте формочки без мелких деталей - веточек, хвостиков - они забиваются песком и не отпечатываются), фигурки, камешки, палочки, веточки, листики и т.д.
Пересыпания
Мама сыплет малышу сухой песок на ручки, на ножки. Можно взять горсть песка с солнечного места – он теплый – и горсть с тенистого – он прохладный. Контрастные ощущения позволяют почувствовать разницу температур, развивают тактильные ощущения крохи. При этом желательно проговаривать все свои действия, например: «Вот песочек золотой, он бежит прохладною (теплою) рекой». Если засыпать песком ножку малыша, а потом раскопать – это щекотно и доставляет массу удовольствия и маме, и ребенку.
 Различные пересыпания из одной емкости в другую увлекают детвору и весьма важны для развития. Малыши развивают глазомер, учатся соотносить количество песка и размер емкости. Можно предложить ребенку воронку и пластиковую бутылку: засыпаем песок через воронку внутрь, а потом высыпаем тонкой струйкой.
 Особой популярностью у некоторых детишек пользуется процесс просеивания песка через сито. В сите остаются камушки и веточки, а мелкий песочек оказывается в ведре. Он на ощупь более нежный, и многие дети чувствуют эту разницу.
Дорожки
На влажном песке взрослый рисует прямую линию (волнистую, угловатую) и предлагает ребенку на некотором расстоянии от своей линии нарисовать такую же - получается дорожка (дорога). А потом по этим дорожкам ходим: по широкой ручками, ножками, по прямой дорожке возим машины, по волнистой плывет кораблик и т.д. Можно на разных животных: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны.
Горки из песка
Из влажного песка строим горку. Горку можно насыпать руками, совком, ведёрком. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок видит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз.
 Сделав на небольшом расстоянии друг от другой две небольшие горки и положив сверху на них досточку вы получите мост, по которому будет ехать машина, а под мостом можно будет по реке пустить кораблик. Из горок разной величины получается замечательный город, в котором можно поселить жителей (различные маленькие фигурки), сделать сад(веточки), разбить клумбы и вот у вас уже получилась целая история.
Ямки
В этой игре мы знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке взрослый может дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.
Игра «Песочные прятки»
"Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Ребенок закрывает глаза, взрослый прячет игрушки в песок. После слов: «Открываются глаза, начинается игра" ребенок начинает искать игрушки (можно раскапывать пальчиками, кисточкой, палочкой, сдувать и т.д.) Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен продолжить их в другом месте.
Мокрые отпечатки.
Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в обуви разного размера. Сравните вид и размер следов - больше - меньше, шире - уже и т.д.. Сделайте отпечатки ладошек, палочкой дорисуйте изображения, превратив ладошку в загадочное животное.
Узоры на песке
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой рисует различные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Пример: "Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников."
Куличики
Когда ребенок научился заполнять формочки, покажите как их переворачивать, чтобы получились куличики. У малышей получается не сразу. Необходима сноровка, тренировка и сам песок должен быть достаточно влажным. Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Изделия украшаются мелким материалом - камешками, семенами, цветочками и т.д. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол. В этой же игре можно отрабатывать умение ребенка пользоваться ножом - делим торт пластмассовым ножом так, чтобы хватило всем игрушкам.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Игр с песком великое множество, все ограничивается только вашей фантазией и желанием. И самое главное: игра с песком это взаимодействие Вас и Вашего ребенка. Взаимодействие со значимым взрослым играет огромную роль в развитии малыша.
 Библиографический список
1. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2019
2. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. 2-е изд., доп. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2021
2021