Информационные технологии в современном образовательном процессе

Исланкина Г.П. Организация сетевого взаимодействия учащихся в форме игры на основе Google-документов

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


В условиях внедрения ФГОС для каждого учителя встает проблема поиска новых форм и методов обучения, ориентированных на организацию активной познавательной деятельности школьников и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Одной из таких форм может быть игра. Игра занимает большое место в развитии человека, поэтому она давно используется как педагогическое средство. Обучаясь в ходе игры, человек и не подозревает, что он учится. В то же время игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры, которые мы помним с детства, легко можно трансформировать под учебные. Основная педагогическая цель игры – стимулировать интерес учащихся к учебе и тем самым способствовать повышению эффективности обучения.
Современный школьник уже не представляет себя без Интернета, сетевого взаимодействия и компьютерных игр, а потому организация игрового модуля в сети Интернет обладает еще большей привлекательностью, а следовательно и высокой результативностью обучения. Игра способствует развитию личностных, предметных и метапредметных умений учащихся.
Отличительные черты игры:
·          Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию школьника, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
·          Творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер игровой деятельности.
·          Эмоциональная составляющая деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
·          Наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Функции игры:
·          Социализация. Игра есть сильнейшее средство включения школьника в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.
·          Межнациональная коммуникация. Игра позволяет школьнику усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей.
·          Самореализация ребенка в ходе игры позволяет проверить свои силы, возможности; в свободных действиях самовыражает и самоутверждает себя.
·          Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления школьника (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.)
·          Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у школьника в поведении, общении и учении.
Способы мотивации для участия в игре:
·          Общение: учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
·          Реализация разных возможностей учащихся при решении коллективных задач в процессе игры. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
·          Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
·          Равные возможности. В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
·          Познавательность. Чтобы добиться результата в процессе игры учащиеся должны решить определенную проблему, для этого им приходится расширять свои знания в той или иной предметной области, добывать эти знания из различных источников.
·          Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
·          Интрига. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
·          Мыслительная деятельность. В ходе игры развивается мыслительная деятельность, логика.
·          Дисциплина. Чтобы не допустить хаоса в ходе игры, учителю необходимо строго следить за дисциплиной.
·          Результат игры. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

Этапы организации сетевого взаимодействия в игровой форме

(на примере игры «Города», проведенной в рамках сетевого проекта «Волшебный экспресс» на образовательном портале Letopisi.ru)

1. Актуализация
На этом этапе необходимо определить: предметную область для организации игры, какой учебный материал будет изучаться с использованием игровой технологии и как увязать игру с другими способами обучения.
Другими словами, учитель выявляет проблему в знаниях и умениях учащихся по определенной теме, выявляет пути ее решения.
Предметная область: иностранный язык (программный языковой материал по учебным темам «Города», «Путешествие», «Известные люди», «Достопримечательности»). Содержание игры: название городов и достопримечательностей на изучаемом языке.
2. Цель игры
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Основная педагогическая цель игры – поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.
Цель игры: в ходе игры расширить знания учащихся по учебным темам «Города», «Путешествие», «Известные люди», «Достопримечательности».
3. Место игры в учебном процессе
Учитель должен определить, какие результаты он хочет получить, какие учебные задачи с ее помощью будут решаться (закрепление изученного материала, отработка конкретных знаний и умений, систематизация, повторение). Сетевое взаимодействие учащихся в форме игры может быть успешно использовано как на уроке, так и во внеурочное время.
В результате игры участники узнают названия городов на изучаемом иностранном языке, закрепляют свои знания и расширяют словарный запас по учебным темам «Города», «Путешествие», «Известные люди», «Достопримечательности». Игра «Города» проводится в рамках сетевого проекта «Волшебный экспресс» на образовательном портале Letopisi.ru.
4. Идея игры
Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему.
На этом этапе учитель решает, какую игровую идеи следует выбрать по данной учебной теме. При ее выборе, необходимо учитывать возраст учащихся, степень их владения материалом, уровень знаний по предмету, владение навыками, необходимыми для реализации игровых действий в сети.
5. Создание игрового модуля
Это ключевой этап организации сетевого взаимодействия в игровой форме. На этом этапе необходимо разработать правила игры и подготовить игровой модуль.
а) Правила игры
Каждая игра имеет свои правила, которые определяют порядок действий в процессе игры, систему поощрения и штрафы за нарушение правил. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться их требованиям и взаимодействию в коллективе.
Если игра строится на замысле, который хорошо знаком учащимся с детства, то целесообразнее придерживаться тех правил, которые существуют для этой игры в реальности. Если используется авторская идея игры, то правила необходимо прописать как можно подробнее и огласить правила заранее.
б) Игровой модуль
Местом проведения игры может быть выбран любой сетевой ресурс с функцией совместного редактирования. Наиболее надежным таким сетевым ресурсом являются Google-документы (документ, презентация, рисунок). Учитель создает шаблон игрового модуля и дает к нему доступ всем игрокам. Мы с вами будем использовать сетевой ресурс Google.
При сетевом взаимодействии школьников, необходимым условием игры является наличие на время игры компьютера, доступ в Интернет и, желательно, Google-аккаунт.
6. Игровая деятельность
Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы соперников, выполнять нужные задания. Следить за правильностью ответов своих товарищей из своей и другой команды, консультировать или брать консультацию, не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным.
Ход игры «Города»
1. Перед игрой команды запрашивают ПАРОЛЬ для входа в аккаунт игры.
2. Для начала игры команда (любое количество участников) загружает протокол игры, используя полученный пароль.
3. Регистрируясь в игре, участники набирают в соответствующем столбце название своей команды.
4. Ходы делаются в соответствии с правилами игры сразу после регистрации команды в игре.
5. Игра проходит строго по правилам.
7. Анализ игры и подведение итогов
Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно с учителем анализируют ход и результаты игры, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы) и объявление результатов.
Если игра проводилась в рамках урока, то ее итогом может быть отметка участника игры в зависимости от полученных результатов или личного вклада в результат команды. Итоги внеурочной игры могут осуществляться в командном или индивидуальном рейтинге участников, и определением и награждением победителей.

Использованные источники:

1. Отличительные черты игры URL https://www.ifilosofia.ru/prakticheskaya-podgotovka/9-igrovye-jelementy-v-kulture-hh-veka/652-otlichitelnye-cherty-igry.html (дата обращения 10.07.2019)
2. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 2008. – 156 с.
3. Пугачев А. С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 474-476. — URL https://moluch.ru/archive/46/5703 / (дата обращения: 10.07.2019).


2019