Цель: познакомить ребят с праздником – Международным днем родного языка. Задачи: 1. формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам; 2. развивать гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; 3. воспитывать патриотизм, толерантность; 4. развивать речь детей, память, мышление, раскрывать таланты ребят. Оборудование: глобус, презентация к занятию, географическая карта Работа перед занятием: Перед занятием детям необходимо дать домашнее задание «Добрые слова». Написать список добрых слов для класса. Ход занятия 1. Организационный момент. Прозвенел звонок и у нас с вами начинается интересное путешествие по стране Родного языка. Но перед любым путешествием, очень важно на него правильно настроится. Вот и мы начнем наш классный час с положительного настроя. Я вам сейчас буду показывать карточки с заданием, а вы его должны выполнять. Карточки: 1. Встали 2. Помахали соседу справа 4. Помахали соседу слева 5. Улыбнулись 6. Присели за свои парты - Молодцы! Скажите, а как же у нас получилось, что я не произносила ни слова, а вы все равно понимали, что нужно сделать? Какая речь для этого использовалась? Скажите, что стоит у меня на столе? (глобус) А что такое глобус? (маленькая модель земного шара) Глобус окрашен разными цветами. Давайте вспомним, какой цвет что означает? (голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни). На глобусе мы можем увидеть все страны. Ребята, в какой стране мы живём? (Россия) На каком языке мы с вами говорим? (на русском) -Как вы думаете, почему наше путешествие связано сегодня со страной Родного Языка? Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них есть так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. В России государственным является один язык – русский. Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч… Он – язык Луны и планет, Наших спутников и ракет, На совете За круглым столом Разговаривайте на нём: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек – это родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И сегодня мы будем очень активно этот дар развивать! Вы готовы? Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача. А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно. "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький). Посмотрите, к чему может привести незнание простейших правил. Сценка “Словечки-колечки”. Автор. Грустный, сонный, невеселый Женя наш пришел из школы. (Входит с ранцем ученик) Сел к столу. Разок зевнул. И над книжками заснул. Тут явились три словечка “АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”. (Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.) Вместе. Что ты Женя сделал с нами? Мы пожалуемся маме! Апельсин. Я не какой не “ОПЛЬСЫН”! Колечко (плачет). Я – никакая не “КАЛЕЧКА”! Я до слёз возмущена! Сосна. Можно только лишь со сна Написать, что я – “САСНА”! Апельсин. Мы, слова, оскорблены Тем, что так искажены! Женя! Женя! Брось лениться! Так учиться, не годиться! Колечко. Невозможно без вниманья Получить образованье. Будет поздно! Так и знай: Станет неучем лентяй! Сосна. Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас – Мы с тобой поступим круто: Нашей честью дорожа Имя Женя в полминуты Переделаем в ежа. Вместе. Будешь ты ежом колючим! Вот как мы тебя проучим! Автор. Женя вздрогнул, ужаснулся, Потянулся и проснулся. Подавил зевоту Взялся за работу. - Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок. Игра собери пословицу. Пословицы. На слайде «Собери пословицы» Сначала подумай - потом говори. Не храбрись словом, а покажи делом. Меньше говори - больше дела твори. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Говорить не думая, что стрелять не целясь. У народа речь - союзница, Он в неё всю душу влил, В самом сердце, словно в кузнице, Все слова он закалил. От доброго слова язык не усохнет; Ветер горы разрушает, слово народы поднимает; Что написано пером, того не вырубишь топором. Живое слово дороже мертвой буквы. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. Поменьше говори, больше услышишь. Не спеши языком, торопись делом. Как он велик и необъятен, Язык мой русский! Он родной, Со всех сторон он мне приятен. Он так могуч, такой живой! О, как чудны его творенья, Правописанье, говоренье! Я с ним, как с воздухом, живу. Без языка родного, мудрого Ни дня прожить я не могу! Со мной он всюду и везде, Поможет в счастье и в беде. Мой русский, мой родной язык, Ты необъятен и велик! - Ребята, теперь я хочу загадать вам загадки. А вы постарайтесь их отгадать. Загадки: Всегда во рту, а не проглотишь. Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами всем понятным языком. (Книга) Здесь родился, живешь, Уезжаешь — скучаешь, Как зовут это место, знаешь? (Родина) Молодцы! В следующей игре вам необходимо к прилагательному подобрать имя существительное. Игра «Подбери слово» российский…(герб, флаг, дом, гимн) русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,) - Усложняем задачу! Кто знает, что такое антонимы? Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов: Игра «Слова наоборот» холодно – тепло, широкий - узкий, толстый - худой, горячий -холодный, громкий – тихий, день-ночь, хорошо – плохо, длинный - короткий. - Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться. Игра многозначные слова: На столе разложены картинки, детям – дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву). ручка (рука, то, чем пишут, часть двери). Кисть (часть руки, для рисования). Лук (овощ, то, чем стреляют). Кран (в ванне стоит, строительный) Коса (прическа, то чем траву режут). Молния (на небе, на куртке) «Пословицы и поговорки» Сегодня мне очень хочется выучить с вами несколько новых пословиц и понять их значение. - Язык острее бритвы. - Язык до Киева доведёт. - Язык без костей, что хочет, то и лопочет. - Язык мой - враг мой. - Языком не спеши – спеши делом. - Слушай больше, а говори меньше. Как вы их понимаете? Какие вы еще пословицы знаете? Выставка «Стена добрых слов» Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами». Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны. После того как ребенок покажет и расскажет о своём слове, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить карточку скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в классе. - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке. Дарите добрые слова, От сердца чистого дарите! Ведь наша жизнь так коротка… Вы дальше жить всем помогите! Дарите тем, кто одинок, И тем, кто счастлив, жизнь проходит... А вечной ДОБРОТЫ урок Всегда признание находит. Дарите добрые слова… Что наша жизнь? Одно мгновенье! И точно, кто-то ждет всегда, Когда на нас найдет прозрение. Дарите добрые слова… Прошу дарите без стеснения. Любому доброта нужна, Любому нужно окрыление! А мы стесняемся порой От всей души дарить признания И остаемся за стеной Обид, забот и ожидания. Дарите добрые слова Всем — незнакомым и любимым. Дарите добрые слова, Чтоб сделать этот мир красивым! Шар земной, на нём страна, Город в ней, а в нём дома, Дом на улочке одной Неприметный, небольшой Этот дом, страна, земля – Это родина моя. Наша родина – Россия, Где в озёрах облака, Где берёзки молодые Нарядились в кружева. Россия как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и горы, Раздолье, русская душа. Родина – это звёзды кремля Родина – это леса и поля, Родина – это трель соловья, Это Великая Волга наша.Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!