Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
Характерные черты технологии дискуссий:
- учебная дискуссия диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.
- дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность обучающихся, развитие рефлексивного мышления.
- применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.
- взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
- сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
- на первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
- учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Педагогически важными являются результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе:
- переработка сведений, информации специально для убедительного изложения;
- представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
- выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
- возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
К числу приемов обмена мнениями относятся:
«Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с “аудиторией” (остальной частью класса);
«Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.
«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием» экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).
«Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
«Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений.
«Судебное заседание» – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Несколько особняком среди них стоит так называемая «техника аквариума».
Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом:
1. Постановка проблемы, ее представление группе исходит от преподавателя.
2. Преподаватель делит группу на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.
3. Преподаватель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.
4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
5. Преподаватель просит представителей групп собраться в центре группы, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6. Преподаватель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.
7. «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всей группой.
Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации.
Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всей группы находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. “Техника аквариума” не только усиливает включенность ребят в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
Библиографический список
1. Букарева, Н. Ю., Лукьянчикова
Н. В. Организация диалога в процессе обучения литературе в школе и вузе [Текст] / Н. Ю. Букарева,
Н. В. Лукьянчикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. -164 с.
2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
3. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Скворцов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
4. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Д. Н. Ушаков. - Режим доступа: http: // dic.academic.ru / contents.nsf / ushakov /
5. Филонова, Ю. А. Интервью как разновидность учебной дискуссии [Текст] / Ю. А. Филонова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. -С. 70-76.
6. Филонова, Ю. А. Круглый стол как разновидность учебной дискуссии [Текст] / Ю. А. Филонова // Литература в школе. - 2016. - № 6. - С. 34-37.
7. Философия: Энциклопедический моварь [Текст] / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.
8. Философский словарь [Текст]. - М.: Палимпсест, Этерна. Андре Конт-Спонвиль, 2012.
Honey.stekolni@mail.ru 8 929 355 28 30