Актуальные вопросы начального общего образования

Горн Н.И. Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


В современном мире очень актуальна проблема выявления, развития и поддержки детей, у которых проявляются те или иные способности. Таких детей можно назвать одаренными. Новые образовательные стандарты, безусловно, предоставят одарённым детям большие возможности для дальнейшего развития их личности. В сфере внеурочной деятельности происходит поиск эффективных форм и методов работы, где каждый ребенок может проявить возможности на самореализацию и проявить свою уникальность. В результате взаимодействия учебной и внеурочной деятельности полностью раскрываются способности этой категории детей.
Детей, которые обладают определенными способностями, в классе немного, а задача каждого учителя – разглядеть увидеть и помочь раскрыть ребенку его способности. На старте работы с одаренными детьми следует определить – это ребенок на самом деле одаренный или просто ответственный ученик с хорошими знаниями. Работа следует проводить по следующему плану:
• поиск и выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей у одаренного ребенка во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).
Прежде, чем начать работать с одаренными детьми в классе, нам пришлось ответить на три вопроса:
• Какими отличительными особенностями обладают одаренные дети в младшем школьном возрасте?
• Как узнать проблески ли это таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности?
• Как и с помощью кого рассмотреть специфику способностей и помочь развить их?[1].
Одаренным ребенком может быть практически любой здоровый ребенок, если с момента рождения его родители, а затем и педагоги создали для него благоприятные условия. Именно благодаря этим условиям у него продолжат развиваться его природные задатки, физические и умственные. Однако, к сожалению, одарённые дети встречаются крайне редко. Это уникальное явление. И нам педагогам приходится уделять достаточно много времени для поиска и выявления одаренных детей и оказания им всесторонней педагогической помощи.
Изучив соответствующую литературу и наблюдая за своими учащимися, выделила следующие признаки одаренного ребенка в начальных классах:
• Дети очень любопытны и наблюдательны, с интересом исследуют их окружающий мир.
• Они способны направлять свое внимание на одно дело в течение долгого времени (до нескольких часов), погружаться в это дело, если оно им интересно.
• В общении между собой могут говорить одновременно и не слушать друг друга. Однако если их организовать, они всегда могут перейти на конструктивное общение.
• Эти дети могут «перескакивать» через последовательные этапы своего развития.
Итак, что же следует понимать под термином «одарённость»?
Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1]. А также:
• непохожесть на других;
• неординарность;
• нестандартное мышление;
• высокий уровень способностей, позволяющих ему добиваться особых успехов в определенной сфере;
• дар божий.
Одарённость может проявляться, считают ученые:
- как одарённость явная (выраженная), которая «у всех на виду». Этот вид одаренности чаще всего называют высокой одарённостью. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость утрачивается;
- как одарённость скрытая (потенциальная, невыраженная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как возможная перспектива развития его способностей.
Несколько лет работаю над проблемой вскрытия и развития способностей одарённых детей и предоставления им возможностей развития этих способностей. Исхожу из того, что «одаренным» принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это природный дар, который раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Для выявления детей, имеющих, более высокий уровень развития была составлена технологическая карта со следующими направлениями:
•       работа на уроке;
•       работа с родителями;
•       внеурочная деятельность.
Таким образом, ставлю перед собой цель: «Как выявить одарённых детей и помочь им развить свой талант?». Постоянное наблюдение за детьми на уроках и творческих мероприятиях, беседы в неофициальной обстановке, проведение классных часов на тему: «Мои интересы», «Чем я люблю заниматься», «Кем бы я хотел стать» и другие. Также было проводилось анкетирование родителей: «Мой ребёнок – его увлечения». Проводила консультации с родителями по поводу личностного развития ребенка. Следующий этап – диагностический. С ребенком работает психолог для определения одаренности, для этого существует достаточно много диагностик и тестов. На следующем этапе ведущая роль отводится учителю. Для развития мотивации и основных познавательных процессов на уроках применяю: логические задания, дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки, загадки.
На уроках стараюсь создать чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Работа с одаренными детьми заставляет меня расширять содержание учебной программы. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход, проводить консультации с учащимися, отбирать тщательно материал для творческих дел. Для того, чтобы заинтересовать детей, развивать их творческий потенциал в начальной школе проходят тематические линейки, предметные недели, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, декадники открытых уроков. Дети с интересом участвуют в таких мероприятиях. В своей работе также использую время, которое выделяется на внеурочную деятельность. Наше образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника. [2]
Обучение осуществляется по программе «Перспективная начальная школа». Данная программа обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Используемые учебники направлены на развитие мышления и творческих способностей учащихся. В результате формируется очень важное умение – «умение учиться». Все используемые упражнения направлены на взаимосвязанное интеллектуальное и речевое развитие. В целях повышения качества знаний во внеурочное время организована работа дополнительного образования: «Я – исследователь», «Волшебный циркуль», «Читаем сами». На названных кружках мы подводим итог исследовательской деятельности учащихся по таким учебным предметам, как: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство». Представляемый материал дает возможность каждому участнику расширить знания и развить способность анализировать, сравнивать, обобщать. В своей работе использую различные формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальные и групповые занятия по предметам;
- кружки по интересам;
- занятия с использованием приемов исследовательской деятельности;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах.
Для проведения дополнительных занятий и внеклассных мероприятий используется литература с нестандартными заданиями. Интерес к предметам и развитие природных задатков поддерживается за счет разнообразных творческих заданий. В этом случае использую обязательно психолого-педагогические особенности каждого ребенка. Исходя из этого, творческое задание носит поисково-исследовательский характер, требующие работы с дополнительной литературой, например, со словарями различного типа.[3]
Очень ценным материалом для дополнительных занятий стали олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников. Высокая эффективность достигается потому, что работа с учащимися и их родителями ведется систематически, а не от случая к случаю. Эта работа даёт свои результаты. Ученики постоянно становятся призерами различных конкурсов. Среди достижений – Грамота победителя в НПК «Ломоносовские чтения»(2016г.), Грамота призёра в НПК «Здоровая Россия»(2016г.), Грамота в НПК «Рождественские чтения»(2016г,2017г.), Грамота в НПК «Здоровая Россия – наше будущее», Грамота за II место в НПК «Ломоносовские чтения»(2017г.),Грамота в НПК «Прошлое, настоящее и будущее России», Грамота в НПК «Казачьи судьбы. О доблести и славе»(2015г.),Грамота в НПК «Здоровая Россия – 2016», Благодарность за участие в республиканской НПК «Я – исследователь»(2017.),Грамота победителя в республиканской НПК «Великое наследие народов Хакасии»(2016г.), Грамота за II место в республиканском конкурсе «Экология. Творчество. Дети», Грамота за I место в республиканской НПК «Наука – наше будущее»(2017.), Грамота за III место в районном конкурсе «Юный краевед»(2016г.), Сертификат участника в республиканской НПК «Великое наследие народов Хакасии»(2017г.),Грамота за III место в районной предметной олимпиаде по окружающему миру»(2016г.),Грамота за II место в районной предметной олимпиаде по математике (2016г.),Грамота за III место в районной предметной олимпиаде по русскому языку(2017г.). Также являются участниками и призёрами российских конкурсов и олимпиад.
Список, выше перечисленных в статье, наших призеров лишний раз подтверждает то, что наши учащиеся с интересом и желанием участвуют в конкурсах и мероприятиях школьного и иного уровня. Видя это, мы стараемся сопровождать и поддерживать их идеи, инициативы, помогая, таким образом, их саморазвитию и самосовершенствованию. Это способствует их внутреннему росту, помогает оценить свои силы для принятия самого главного в жизни решения: кем и каким быть.

Литература

1. Богоявленская, Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2004. – С. 328 – 348.
2. Савенков, А.И. Путь к одаренности // Питер, 2004. – 272 с.
3. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09...etmi-iz-opyta-raboty
2019-01-13 16:03 2018