Актуальные вопросы дошкольного образования

Бирюкова Г.Н. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Библиографическое описание:
Бирюкова Г.Н. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

На современном этапе развития системы образования духовно-нравственное развитие каждой личности является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальной проблемой для каждой образовательной организации на сегодняшний день стало создание поликультурной среды, которая максимально отвечала бы задачам приобщения обучающихся к мировой и национальной культуре.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленная педагогическая работа по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в обществе в рамках различных видов деятельности.

Особое место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, к природе, и ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножать богатства своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма и других духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закрепляется принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей. В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство и изучение родного языка. Лучшие образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), наиболее доступных для понимания дошкольника. Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к национальным и общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества человека, высмеиваются человеческие недостатки.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой культурного взаимодействия педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общими переживаниями. В нашем детском саду мы проводим: «Праздник осени», «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Пасха», «День Победы», «Выпускной бал», «День России».

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами.

Работа осуществляется и в военно-патриотическом направлении благодаря проведению экскурсий к памятникам воинской славы, в музеи, показу и обсуждению с детьми фильмов.

Над темой духовно – нравственного воспитания дошкольников в детском саду работа ведётся и благодаря созданию специального образовательного, предметно-развивающего пространства, обеспечивающего формирование духовно-нравственных качеств личности. Для воспитания духовных ценностей и нравственных качеств в детском саду, в группе формируются зоны, наполненные разнообразным предметно-развивающим материалом. В группе оформляется патриотический уголок с российской государственной символикой.

В книжном центре находятся книги русских народных сказок, рассказов детских писателей и поэтов. Они красочно оформлены, чтобы заинтересовать детей. Здесь же находятся рисунки, картины, опорные схемы для помощи ребёнку в самостоятельном рассказывании сюжета сказки или сочинения собственного рассказа. Для прослушивания художественных произведений используются различные ТСО (диски, флеш накопители, сенсорная доска).

Реализовать свои творческие желания дети могут в уголке художественной деятельности. Здесь же находятся раскраски по темам: «Дымковские игрушки», «Гжель», «Хохлома», «Городец». Дети самостоятельно пробуют свои творческие силы, создавая рисунки и раскрашивая их в народном стиле.

В уголке природы дети учатся ухаживать за цветами, за растениями, беречь природу вокруг себя. Такая деятельность воспитывает добрые чувства у детей, наполняет их духовный мир желанием заботиться о природе и о человеке, как части природы.

Духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения. Можно сказать, что формирование духовно- нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от условий, в которых он живет.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 161-165

2. Ермолаева С.А. Тенденции развития методологических подходов к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания обячающихся // Современные векторы в образовании: теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 24 декабря 2020. / под общ. ред. дпн, проф. С.А. Ермолаевой. - Коломна: ГСГУ, 2021. – С. 121-127.

3. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С. 27-58.
2024-03-05 11:38 2023