НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Запорожец И.Ю. Развитие воображения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Известно, что творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря развитому воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
В настоящее время все чаще ставится вопрос о роли воображения в развитии ребенка.
Л.С. Выготский говорил, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека.
Е.П. Ильин утверждает, что воображение – это способность фантазировать; домысел, плод фантазии, психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.
По определению Б. Мещерякова, В. Зинченко, воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных.
Воображение – основное новообразование дошкольного возраста, которое выступает как необходимость развития творческих способностей.
В процессе продуктивной деятельности ребенок должен уметь представить себе конечный результат — будущий образ объекта в рисунке или будущей постройки. В игре необходимо придумать сюжет и его развитие, уметь перевоплотиться во взятую на себя роль и действовать в воображаемой ситуации. При слушании сказки или рассказа взрослого, при восприятии картин и слушании песен ребенок должен представить себе объекты, которые он никогда не воспринимал. Перечисленные задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.
С целью определения художественно – творческого развития и уровня развития воображения нами была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста, при которой использована адаптированная методика Н.В.Шайдуровой.
Для определения уровня художественно – творческого развития и уровня развития воображения детям были предложены следующие задания: 1.Дорисуй геометрическую фигуру; 2. Нарисуй какой хочешь узор; 3. «Сказочная птица»; 4.Игра «Артисты и зрители»;
Задание №1 проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Задание№2 «Нарисуй какой хочешь узор»Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Задание№3 «Сказочная птица» Цель задания: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Задание№4Игра «Артисты и зрители»Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять заданные действия с помощью предмета.
Методика проведения. Дети делятся на артистов и зрителей. Дети - артисты показывают разные образы с использованием платка (например: Принцессу, бабочку, короля, падающий листок, грозу и т.д.) Дети – зрители аплодируют.
Всего обследовано: 49 детей подготовительных групп;
По результатам обследования определены следующие результаты:
Диагностика «Дорисуй фигуру»
Высокий уровень у 31 ребёнка(63%). Средний уровень у 18 детей(37%), низкого уровня нет.
Диагностика «Нарисуй узор»
Высокий уровень у 14 детей(28%). Средний уровень у 24детей (48%), низкий уровень -11детей(24%).
Диагностика «Сказочная птица»
Высокий уровень у 24 детей(48%). Средний уровень у 25 детей(52%), низкого уровня нет.
Диагностика «Артисты и зрители»
Высокий уровень у 13 детей(27%). Средний уровень у 27 детей (55%), низкий уровень- 9 детей(18%).
По итогам диагностики творческих способностей и развития воображения дети подготовительных групп показали в основном высокий и средний уровень развития воображения. Преобладает средний уровень развития воображения. В основном у детей возникали трудности в выполнении задания «нарисуй узор» и в игре «Артисты и зрители», где необходимо показать с помощью предмета заданный образ.
Исходя из данных диагностики можно сделать вывод о необходимости развития воображения именно в игровой деятельности. Подчеркнём, что в дошкольном детстве развитие воображения имеет свою специфику. Связано это, в первую очередь, с ведущей деятельностью детей этого периода детства. Учитывая это, можно говорить о том, что воображение ярко проявляется и развивается в игровой деятельности детей (Д. Б. Эльконин).
Предлагаем Вашему вниманию игры, направленные на развитие воображения.
Игра «Артисты и зрители»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Ход игры: «Островок» как сцена, на который выходят по очереди желающие, остальные – зрители. Задание «артисту» на островке – с помощью платка изобразить фокусника, бабочку, принцессу, короля, бабушку, человека у которого болит зуб, падающий осенний листочек и т.д.
Игра «Волшебная тропинка»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Ход игры: Сейчас нам надо друг за другом, змейкой пройти по тропинке. Все участники выстраиваются в за­тылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они переходят воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют … Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!
Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!
Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... Идем с трудом.... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг!... Вот пришли! Молодцы!»
Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями
Можно отходить от предлагаемого образца, импровизировать препятствия и условия продвижения по тропинке («тропинку засыпало песком», «посредине лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т. п.). Вариантом этой игры, еще более пробуждающим фантазия детей, является «Путешествие по другой планете». Возможно попросить детей самих придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
Ход игры:
Участники садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Ведущий обращается к участникам: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его всем и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы ). Затем ведущий говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жила-была зеленая лягушка. Однажды она отправилась в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:
-…Лягушка весело прыгала по тропинке, пока не добралась до голубой речки. Как же переправится через речку?..
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.
Выигрывает тот участник, который, по мнению большинства участников, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.
Ведущий следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности – СПб.: Питер, 2009. – 448с.
4. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.
ira_zaporozhec@mail.ru, 89163525582
2018