Информационные технологии в современном образовательном процессе

Комаровская К.С. Диагностика сформированности готовности педагогов колледжа к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Для определения уровня сформированности готовности педагогов колледжа к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов мы оперируем критериями и показателями [1], которые представлены в Таблице 1 (см. табл. 1).

Таблица 1. Компоненты, критерии, показатели уровня сформированности готовности педагогов колледжа к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов

Компонент

Критерии

Показатель

Мотивационный
потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики.
Наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Когнитивный
базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики.
Знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы.
Деятельностный
владение умениями и навыками в сфере инновационной деятельности.
Наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии.
Личностный
способность к самооценке
Активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию.

В соответствии с компонентами определены уровни сформированности готовности педагогов колледжа к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов: низкий, средний, достаточный, высокий.[3]
В соответствии с первым компонентов – мотивационным, были проведены следующие методики:
1.Опрос по методике И.В.Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию;
2. Методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»;
3.Методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе»;
4.Карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).
В соответствии со вторым компонентом – когнитивным, были проведены следующие методики:
1.Диагностика планов по самообразованию педагогов.
В соответствии с третьим компонентом – деятельностным, были проведены следующие методики:
1.Методика оценки конкурентоспособности В.И. Андреева.
В соответствии с четвертым компонентом – личностным, были проведены следующие методики:
1. Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам» Т.С.Соловьевой.[2]
После проведения всех методик по четырем критериям, получим следующие результаты диагностики сформированности готовности педагогов колледжа к инновационной деятельности:
Высоким уровнем сформированности готовности педагогов колледжа к инновационной деятельности обладают 10 чел. – это 67 %.
Достаточным уровнем сформированности готовности педагогов колледжа к инновационной деятельности обладают 5 чел. – это 33 %.
Таким образом, разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к инновационной деятельности, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать спектр необходимых личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности, обеспечили основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива колледжа. Конструктивная функция диагностирования позволила разработать комплексно - целевую программу формирования готовности педагогов колледжа к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов.

Библиографический список

1.       Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова.– М.: Издательство Магистр, 1997. – 224 с. Фролов, И.Т. Философский словарь/под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – С. 720
2.       Трифонова, С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Т. 2 / Под общ.ред. Г.Д. Ахметовой. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – 262 с. ISBN 978-5- 905483-03-5
3.       Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Сибирский учитель. – 2011. - №2. С.5-8.

2020-01-30 16:03 2020