Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Шаповалова А.А., Дудникова Е.А., Тринеева С.В., Немченко И.А. Социально-педагогический проект «Вкусные истории»

Библиографическое описание:
Шаповалова А.А., Дудникова Е.А., Тринеева С.В., Немченко И.А. Социально-педагогический проект «Вкусные истории» // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Здоровье человека закладывается с детства, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно. Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту ребёнка, укреплению его здоровья, а значит и успешному развитию, является рациональное питание. Питание – необходимая жизненная потребность человека.

Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» – говорили древние. Здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться.

Умение вкусно готовить – хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки – все это воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.

Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имеют практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей.

Поэтому возникла идея о необходимости создания проекта «Вкусные истории», в основе которого лежат практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей.

Развивая кулинарные способности, воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и выпечки. Детям предлагается вести видеоролики приготовления пищи в форме видео-передачи «Кулинарные рецепты», интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуясь всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.

Проект «Вкусные истории» рассчитан на тех, кто делает первые шаги, знакомится с кухней, хозяйством вообще, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов. Поэтому ведущая идея проекта заключается в подготовке и реализации знаний, умений и навыков, которые помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и поможет при выборе будущей профессии.

На протяжении всего времени реализации проекта воспитанники ведут кулинарные блокноты, в которые записывают рецепты, изучаемые на занятиях.

Целью проекта является формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Задачи проекта:

·развивать навыки составления меню и приготовления пищи из имеющихся продуктов;

·научить рационально рассчитывать расходы на продукты;

·обучить технологии приготовления различных блюд;

·познакомить детей с историей кулинарии и способов обработки продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;

·приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;

·познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ;

·формировать позитивную установку на семейную жизнь.

Этапы работы проекта:

I этап – Подготовительный (сентябрь)

Разработка содержания, форм и методов деятельности по содержанию и реализации проекта. Знакомство с техникой безопасности и сервировкой стола.

II этап – Основной (октябрь - май)

Организация взаимодействия исполнителей и участников проекта, контроль над реализацией.

III этап – Заключительный (май)

Мониторинг, систематизация и обобщение полученных знаний и умений по данному проекту.

Ожидаемые результаты проекта. В ходе реализации данного проекта воспитанники получат знания, умения и навыки в кулинарном искусстве:

·научатся готовить пищу из имеющихся продуктов;

·научатся обрабатывать продукты,

·пользоваться оборудованием (электрической плитой, блендером и пр.),

·узнают правила и нормы хранения продуктов в холодильнике,

·научатся сервировать стол к различным торжественным и ежедневным трапезам, изучат этикет.

Все перечисленные ожидаемые результаты позволят несовершеннолетним легче и эффективнее адаптироваться в социум и, тем самым, поднять уровень реабилитации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Методы работы

·Беседа (объяснительно – иллюстративный метод обучения позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний).

·Практический метод – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений. Вовлечение воспитанников в практическую деятельность, с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности.

Занятия по проекту «Вкусные истории» проводится в кабинете «Домоводства» на территории учреждения, в котором имеется все необходимое оборудование для реализации данного проекта, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.

При проведении занятий по проекту необходимо педагогам строго следить за соблюдение детьми правил гигиены, технике безопасности, а также обращать на это внимание воспитанников, что только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа проекта связана с использованием нагревательных приборов, с тепловой обработкой продуктов (варкой, жареньем и выпечкой продуктов). Это обязывает педагога обращать особое внимание на технику безопасности. Занятия проводятся при контроле и участии педагога.

Данный проект составлен с учётом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Кроме обучения практическим навыкам, проект охватывает и развитие познавательной сферы через обучение основ кулинарии.

При подготовке занятий должны учитываться личные пожелания воспитанников, подкрепленные положительной мотивацией. Поэтому в тематическом планировании, разработанном с учетом интересов и возможностей детей, допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам.

Занятия проекта направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.

Актуальность проекта «Вкусные истории» заключается в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. Необходимо также отметить, что данные занятия всегда воспринимаются воспитанниками положительно, они легко и с желанием вовлекаются в работу как индивидуально, так и все вместе.

Список использованной литературы

1.Иванов А.Р. «Здоровое питание». Издательство «Панацея», 2005.

2.Воробьев Р.И. Питание и здоровье. – М.: Медицина, 2010.

3.Жаренкова Г.И. «Трудовое обучение» «Коррекционно-развивающее обучение». М., Дрофа, 2001.

4.Книга о вкусной и здоровой пище - М.: Колос, 1993.

5.Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2001.

6.Стадник Е.И. Учимся готовить – ООО Издательство «Ранок», 2011.

7.ШКОЛА ЖИЗНИ Подготовка к самостоятельной жизни Учебно – методическое пособие, Л.М.Кобрина, В.В.Юнина. - СПб.:изд. «ЗолотойОрёл», 2005.

8.Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание.- М.: «Кристина и Ко», 2012.

9.Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. – Минск, 2010.
2024