Здоровье человека закладывается с детства, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно. Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту ребёнка, укреплению его здоровья, а значит и успешному развитию, является рациональное питание. Питание – необходимая жизненная потребность человека.
Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» – говорили древние. Здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться.
Умение вкусно готовить – хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки – все это воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имеют практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей.
Поэтому возникла идея о необходимости создания проекта «Вкусные истории», в основе которого лежат практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей.
Развивая кулинарные способности, воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и выпечки. Детям предлагается вести видеоролики приготовления пищи в форме видео-передачи «Кулинарные рецепты», интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуясь всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.
Проект «Вкусные истории» рассчитан на тех, кто делает первые шаги, знакомится с кухней, хозяйством вообще, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов. Поэтому ведущая идея проекта заключается в подготовке и реализации знаний, умений и навыков, которые помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и поможет при выборе будущей профессии.
На протяжении всего времени реализации проекта воспитанники ведут кулинарные блокноты, в которые записывают рецепты, изучаемые на занятиях.
Целью проектаявляетсяформирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.
Задачи проекта:
·развивать навыки составления меню и приготовления пищи из имеющихся продуктов;
·научить рационально рассчитывать расходы на продукты;
·обучить технологии приготовления различных блюд;
·познакомить детей с историей кулинарии и способов обработки продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;
·приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;
·познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ;
·формировать позитивную установку на семейную жизнь.
Этапы работы проекта:
I этап – Подготовительный (сентябрь)
Разработка содержания, форм и методов деятельности по содержанию и реализации проекта. Знакомство с техникой безопасности и сервировкой стола.
II этап – Основной (октябрь - май)
Организация взаимодействия исполнителей и участников проекта, контроль над реализацией.
III этап – Заключительный (май)
Мониторинг, систематизация и обобщение полученных знаний и умений по данному проекту.
Ожидаемые результаты проекта. Входе реализации данного проекта воспитанники получат знания, умения и навыки в кулинарном искусстве:
·научатся готовить пищу из имеющихся продуктов;
·научатся обрабатывать продукты,
·пользоваться оборудованием (электрической плитой, блендером и пр.),
·узнают правила и нормы хранения продуктов в холодильнике,
·научатся сервировать стол к различным торжественным и ежедневным трапезам, изучат этикет.
Все перечисленные ожидаемые результаты позволят несовершеннолетним легче и эффективнее адаптироваться в социум и, тем самым, поднять уровень реабилитации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Методы работы
·Беседа (объяснительно – иллюстративный метод обучения позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний).
·Практический метод – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений. Вовлечение воспитанников в практическую деятельность, с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности.
Занятия по проекту «Вкусные истории» проводится в кабинете «Домоводства» на территории учреждения, в котором имеется все необходимое оборудование для реализации данного проекта, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.
При проведении занятий по проекту необходимо педагогам строго следить за соблюдение детьми правил гигиены, технике безопасности, а также обращать на это внимание воспитанников, что только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа проекта связана с использованием нагревательных приборов, с тепловой обработкой продуктов (варкой, жареньем и выпечкой продуктов). Это обязывает педагога обращать особое внимание на технику безопасности. Занятия проводятся при контроле и участии педагога.
Данный проект составлен с учётом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Кроме обучения практическим навыкам, проект охватывает и развитие познавательной сферы через обучение основ кулинарии.
При подготовке занятий должны учитываться личные пожелания воспитанников, подкрепленные положительной мотивацией. Поэтому в тематическом планировании, разработанном с учетом интересов и возможностей детей, допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам.
Занятия проекта направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.
Актуальность проекта «Вкусные истории» заключается в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. Необходимо также отметить, что данные занятия всегда воспринимаются воспитанниками положительно, они легко и с желанием вовлекаются в работу как индивидуально, так и все вместе.