Актуальные вопросы начального общего образования

Шаповалова А.Ю. Модель взаимодействия педагогов с родителями в рамках концепции «Доброжелательная школа»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Школа – большой светлый дом, в который приходят разные дети из разных семей. Главная наша цель – счастливые дети, успешные в дальнейшей жизни. Каждая семья – целый мир. Мир разнообразный, со своими традициями, приоритетами, культурой общения и воспитания. Педагогу необходимо найти подход не только к ученикам, но и наладить взаимодействие с родителями, используя разнообразные формы и методы в работе. Ведь залог успешного воспитания – партнёрство, сотрудничество и понимание!
В рамках стратегии «Доброжелательная школа» важно сотрудничать с родителями таким образом, чтобы процесс обучения и воспитания детей был максимально успешным. Хочу представить сравнительный анализ ситуации, которая сложилась в нашей школе, и той, к которой нужно стремиться. Рассмотрим ситуации «как есть» и «как будет» в доброжелательной школе.
Мы видим работу с родителями через следующие виды совместной деятельности:
1.       Ведение группы в мессенджере.
Цель - обратная связь и улучшение работы с детьми и родителями.
Ситуация «как есть»:
Можно отметить стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах. К тому же очень часто у родителей возникают вопросы по домашнему заданию. У педагога, как администратора группы есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: информирование, пояснения к домашнему заданию, размещение фотографий с событиями класса, рассказов о детях, участвующих в различных видах деятельности, видеозаписи с мероприятий, открытых уроков, публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделок, проекты). Родители в группе поздравляют друг друга с праздниками.
Какой есть минус? В силу технических причин в такие группы входят не все родители. С ними происходит общение другими способами. Но вся информация обязательно дублируется. Некоторые родители демонстрируют пассивное поведение.
Ситуация «как будет»:
В доброжелательной школе общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно, мобильно. Родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся своим мнением, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогами, но и между собой.
2.       Участие родителей в учебной деятельности
Ситуация «как есть»:
- На этапе начального образования детям не обойтись без помощи взрослых. Поэтому родители принимают участие в проектах по окружающему миру, развитию речи.
- Вместе со своими детьми изготавливают лэпбуки для изучения и повторения тем. Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжках, кармашках, окошках, книжках-гармошках.
- Работа на образовательной платформе Яндекс. Учебник. Дети под контролем родителей выполняют домашнее задание, работают на каникулах.
-Открытый урок для родителей. Дети выполняют задания по разным предметам, а родители оценивают своих детей.
Минус: родители не сотрудничают с учителями-предметниками.
Ситуация «как будет»:
В доброжелательной школе нет деления на учеников, педагогов и родителей, в доброжелательной школе все они – это школьные люди, живущие, работающие, взаимодействующие.
3.       Родительские собрания
В конце каждой четверти проводятся тематические родительские собрания. Педагоги класса, воспитатель знакомят родителей с методами, приемами работы с детьми дома, дают рекомендации, отвечают на вопросы. На собраниях обсуждаются проблемы обучения и воспитания детей.
Минус: не все родители посещают родительские собрания.
Ситуация «как будет»:
В доброжелательной школе реализуется право каждого ученика, каждого родителя, каждого педагога на свободу мыслей, мнений, выражений, на участие в принятии решений, их касающихся.
4.       Участие в конкурсах
Ситуация «как есть»:
В начальной школе учащиеся любят участвовать в различных конкурсах, мероприятиях, изготавливать поделки. Многие родители вместе с детьми осваивают различные приемы работы, новые техники декоративно-прикладного искусства. Призовые места доставляют всему классному коллективу большую радость. Дети учатся радоваться друг за друга.
Минус: Инициатором такой деятельности всегда являются педагоги.
Ситуация «как будет»:
Просто так, сама собой хорошая школа не складывается. Её складывают какие‑то общие воспитательные дела (за рамками учёбы). В доброжелательной школе сложилась и постоянно обновляется система таких дел.
5.       Организация совместных праздников, поездок с целью сплочения коллектива.
Ситуация «как есть»:
Устраиваются праздники с конкурсами для родителей и детей, развлекательные поездки, экскурсии, посещение боулинга, батутного клуба, зоопарка, праздничные чаепития, празднования дней рождений детей.
Минус: всегда организацией занимаются одни и те же родители.
Ситуация «как будет»:
В доброжелательной школе выработаны механизмы социокультурного взаимодействия с семьёй, создан позитивный контакт с родителями, они являются опорой системы воспитания образовательного учреждения.
6.       Помощь
Ситуация «как есть»:
Помощь в украшении класса к праздникам, в подготовке к различным мероприятиям, генеральная уборка и т.д.
Минус: часто не все родители принимают участие.
Ситуация «как будет»:
В доброжелательной школе родитель готов к помощи и поддержке.
Итак, результатом реализации модели доброжелательной школы должен стать новый ученик, новый учитель и новый родитель. Но каким в данном случае должен быть родитель?
Доброжелательный родитель должен владеть следующими характеристиками и качествами:
·          безоценочное отношение к детям;
·          эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.;
·          уважение человеческого достоинства;
·          владеющий техниками поддержки, общения;
·          социальная активность;
·          готовность к поддержке;
·          умение сотрудничать.
Но хотелось бы отметить, что в доброжелательной школе реализуется право каждой семьи быть равной в единстве с обязанностями и ответственностью.

Использованные источники:

1.       Мушкалова О.Г. Группа "ВКонтакте" как современная форма дистанционного общения педагога с родителями и детьми. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/gruppa-vkontaktie-kak-sovriemiennaia-forma-distant.html (дата обращения: 18.11.2017).
2.       Рухленко Н.М.Доброжелательная школа: в поисках истины. [Электронный ресурс]. URL: https://www.peremenka31.ru/all-publications/3260.html (дата обращения: 22.04.2019).
2019