Актуальные вопросы начального общего образования

Затульная З.И. Готовность младших школьников к обучению в среднем звене по технологии

Библиографическое описание:
Затульная З.И. Готовность младших школьников к обучению в среднем звене по технологии // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее важных периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход на среднюю ступень обучения.

Повышению эффективности учебно–воспитательного процесса препятствуют трудности переходного периода. Они приводят к возникновению различных дезадаптаций, которые снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, а также ведут к различным личностным нарушениям.

Прежде чем рассмотреть вопрос о готовности к обучению. Технологии в среднем звене, постараемся разобраться в готовности младших школьников к обучению в среднем звене в целом.

Переход из начальной школы младших школьников в основную является кризисным моментом в их жизни и нередко влечет за собой снижение успеваемости, ухудшение самочувствия, потерю интереса к учению в пятом классе. К началу обучения в основной школе дети приходят с различным уровнем актуального развития. Особенно трудно адаптироваться к новой школьной жизни ученикам, у которых интеллектуальное развитие в силу различных причин отстает от нормы. Нельзя забывать и о том, что зачастую дезадаптивные проявления у детей 10–11 лет сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления. Таким образом, процесс вхождения в новую ситуацию обучения бывших четвероклассников в основной школе может стать и для учащихся, и для педагогов довольно болезненным.

Психологическая готовность младших школьников к переходу из начальной школы в основную лежат специфическими требованиями, которые предъявляет к ним новая социально-психологическая ситуация. Разница между их психологическими возможностями и новыми социальными требованиями является, одной из причин затруднений учащихся в 5 классе. Важно продумать предъявляемые к учащимся требования с их возрастными особенностями, не возлагать на них груз, который они еще не в силах тянуть, так как это может привести к нервным срывам.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Умения, важные для успешности в 5-м классе:

– слушать объяснение учителя;

– отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

– выделять главную мысль текста, а также сообщения;

– ставить вопросы к прочитанному;

– связно пересказывать содержание текста;

– письменно и устно выражать свою мысль;

– делать выводы на основе полученной информации;

– пользоваться дополнительные источники информации, справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– оценивать результаты собственной работы.

Этому необходимо учиться всему в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени меньше. В средних классах эти умения будут необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. Если не уметь правильно работать с учебным материалом, то это может стать причиной снижения успеваемости.

К четвертому классу у многих школьников становиться заметным дифференциация учебных интересов, у детей складывается разное отношение к учебным предметам: одни предметы нравятся больше, другие – меньше.

Теперь рассмотрим конкретно готовность учеников начальной школы для перехода в среднее звено по технологии.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно - культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Уникальная предметно - практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно - манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое, и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирования у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в здании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.). Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведении при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Я попыталась проанализировать учебную программу по технологии для того, чтобы выявить особенности и возможность развития творческой деятельности младших школьников. Рассмотрим авторскую программу Школа России Е.А. Лутцевой по «Технологии» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Цель программы: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является, освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Разделы и темы в содержательной части программы по каждому классу включают, в первую очередь "Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры".

Это элементы материаловедения, сведения об инструментах и приспособлениях, вариантах организации рабочего места, основы конструкторских знаний и умений, основы технологических знаний и умений.

Раздел "Человек в окружающем мире" предлагает широкую информацию о природном и рукотворном мире, о роли и месте человека в окружающем мире, о деятельности учащихся по его сохранению и преобразованию. От класса к классу информация по каждому разделу расширяется и углубляется. Во втором классе в работу должны включиться мини-проекты, в третьем и четвертом - творческие проекты.

Как видим, в начальной школе учащиеся даются необходимые термины, знакомятся с инструменты, правилами безопасности.

Они составляют и пользуются технологическими картами, схемами. Для них знакомы такие понятия как эскиз, чертеж, масштаб, технический рисунок и др.

Они хорошо знакомы с проектной деятельностью, знают, как разрабатывать и защищать свой проект.

Авторам учебников удалось, следуя возрастным категориям, предложить необходимые теоретические и практические знания, привить умения и навыки для дальнейшего изучения предмета в среднем звене.

Главная задача учителей технологии в среднем звене не растерять те знания, которые заложила начальная школа, и продолжать развивать и получать эти знания, умения и навыки, преодолевая различные возрастные трудности учеников.

Библиографический список

1. Глухова О.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации пятиклассников к школе //Классный руководитель. – 2011. – № 1. – С. 3-16.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; подред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007.

4. Крайникова Т.А. Переходим в пятый класс! Экспресс-диагностика готовности к обучению в основной школе / Т.А. Крайникова. — «Интермедиатор», 2016.

5. Лутцева Е.А. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 157 с.
2024-03-04 16:44 2023