Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf
Самый сильный судья для человека - его собственная совесть, чувство ответственности за свои поступки. Воспитанным становится лишь тот, кто видит мир не только глазами, но и сердцем. И наша задача – научить наших воспитанников видеть мир не только глазами, но и сердцем, уметь анализировать свои поступки, помочь стать Человеком среди людей. Сложный процесс формирования мировоззрения у осужденных требует большого искусства, выдержки, умения. Наши ученики долгое время приобретали отрицательный опыт, оставивший глубокий и тяжелый след на их моральном облике. Если при нашей помощи воспитанник, всерьез задумавшись над своей прожитой жизнью, проанализирует свои поступки и привычки, начнет учиться владеть собой, то можно считать, что мы достигли очень многого, теперь он сам будет бороться за право быть Человеком.
Лучше всего наши воспитанники раскрываются при проведении бесед с ними. Например, при проведении беседы «Как управлять собой?» разбираем понятие «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке». Знакомим учащихся с планом работы над собой Л.Н. Толстого. Начиная с юношеского возраста, он завел дневник, в котором наметил план самовоспитания и самообразования. По характеристике, которую дал сам себе, он был нескромен, плохо образован, ленив, нерешителен. На основе собственного анализа наметил программу исправления. «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени. Терпение и прилежание, и я уверен, что достигну всего, чего хочу».
Здесь можно предложить воспитанникам проанализировать свои поступки, отметить положительные и отыскать отрицательные стороны, наметить программу их исправления. Осужденные часто с нежеланием берутся за эту работу, им очень не хочется ворошить прошлое, задумываться над будущим. Они никогда ничем подобным не занимались и начинают ссылаться на следующее: кому это надо, сейчас все так живут, ни о чем не думая. Необходимо убедить учащихся, что во все времена не все живут одинаково. Всегда есть люди, которыми гордится общество, на которых равняются. Чем больше таких людей, тем лучше наша жизнь.
Одна из важных тем наших бесед – это «Воспитание своего характера». Не каждый из осужденных может дать ответ на вопрос: «Что такое характер?» Стараемся разобраться, как складывается характер человека. Приходим к выводу, что характер определяют наследственность, общественная среда и самовоспитание. Наиболее сильным фактором ребята называют общественную среду. Чтобы изменить в себе что-то негативное необходимо самовоспитание и мужество в преодолении реальных трудностей. Н.А. Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки… и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
1. Какой у тебя характер?
2. Почему ты попал на скамью подсудимых?
3. Какие черты характера ты должен воспитать в себе?
Постепенно учащиеся приходят к выводу: характер начинается с поступков. Характер определяет нашу дорогу в жизни. Важно убедить учащихся, что каждый человек имеет внутренние резервы, которые нужно мобилизовать, заставить работать на себя.
Хорошо помогают узнать характер учащихся, уровень взаимоотношений между собой различные тесты.
Тест «Поговорим о характере»
1. Употребляете ли вы зубную пасту всегда одного сорта?
2. Обращаете ли внимание на разные мелкие недостатки во внешнем облике друзей?
3. Имеется ли в вашем «уголке» такой порядок, что вы без труда можете найти нужную книгу или вещь?
4. Храните ли вы «реликвии» типа первой школьной тетради или памятной открытки?
5. Проверяете ли пуговицы на своей одежде, прежде ее надеть?
6. Смотрите ли на часы, услышав сигнал точного времени?
7. Точно ли следуете предписаниям врачей?
Ключ к тесту: положительный ответ – 2 балла; отрицательный – 0 баллов; колеблетесь – 1 балл.
Оценка результатов
0-4 балла – вы принадлежите к тому типу людей, на которых редко кто полагается из-за безразличия к окружающим. Если вы попадаете в какую – либо неприятную историю, то обычно ждете, чтобы кто-нибудь из друзей помог вам выпутаться из беды.
5-8 баллов – с виду вы сторонник порядка и гармонии, но в действительности – достаточно легкомысленны, склонны желаемое выдавать за действительное.
9-11 баллов – одна из лучших черт вашего характера – постоянство. Вы всегда держите свое слово, в любой ситуации стараетесь взвесить все «за» и «против». Если вас не ценят сейчас, то, несомненно, это преходящее.
12 – 14 баллов – вы чрезмерно впечатлительны. Тот или иной взгляд, мнение, оценку можете превратить в культ. Вы неуживчивы, хотя преисполнены самых добрых намерений.
Вследствие долгого перерыва в учебе многие наши ученики утратили опорные знания, мотивы их учения часто не сформированы, у некоторых имеется «отрицательный» учебный опыт, заставивший их бросить школу. Не получив должного образования и воспитания в семье, они приходят в школу и попадают в число худших. В качестве примера можно привести разговор с одним из учеников, который убеждал в полном отсутствии знаний. Это было непонятно, ведь судя по документам, он учился в школе постоянно. Ответ был следующий: «Я только числился в школе, часто прогуливал. Когда приходил на занятия, учителя говорили, что без меня было тихо и спокойно. И я опять уходил».
Так и возникли большие пробелы в знаниях, неуверенность в собственных силах и знаниях, боязнь попасть в неловкое положение при постановке вопросов или при высказывании собственных мыслей. Все это мешает вступать в активный диалог. Наша задача – снять этот психологический барьер за счет создания положительной психологической атмосферы. Ребята тревожно относятся к критическим замечаниям, наставлениям. Поэтому так необходимо вселить в них чувство собственного достоинства. В каждом ученике необходимо видеть личность, пробуждать в нем лучшие человеческие качества, добиваться от него самоуважения и уважения к окружающим, переломить негативное отношение к обучению.
Задача учебно- воспитательной работы с учениками пенитенциарной школы – дать понять, что культура – это умение жить с учетом интересов других, а воспитание – это передача культуры от поколения к поколению. Хочется верить, что учебно – воспитательная работа, проводимая в колонии способна преобразить изрядно исковерканные души и направить каждого осужденного на путь исправления.
Библиографический список
1. Островский Н. Мысли о самовоспитании.- Юность, 1955, № 32. Толстой Л. Н. Дневники 1847-1894 гг.- Собр. соч. В 20-ти т. М., 1965, т. 19, с. 33, 40 - 46, 141.