Библиографическое описание:
Ткачева Ю.В. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
В современном обществе принято учиться, получать профессиональное образование, повышать квалификацию, заниматься самообразованием и саморазвитием. Однако, одна из важнейших функций взрослого человека – воспитание детей, всё чаще формируется стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат.
Психологическая компетентность родителей включает в себя следующие компоненты:
· знания об эмоциональных отличительных чертах детей раннего возраста,
· приемы продуктивного общения и эмоциональной поддержки детей на этом возрастном этапе;
· знания о ключевых направлениях, способах, средствах воспитания и становления ребят в раннем возрасте;
· умение выявлять трудности в воспитании собственного ребенка, устанавливать первопричины образовавшейся ситуации;
· умение исполнять отбор способов и средств воспитания согласно с возрастной периодизацией дошкольника и на базе анализа появившейся проблемы;
· умение продуктивно общаться со своим ребенком;
· умение предсказывать вполне вероятные проблемы во взаимодействии с детьми и пути их преодоления;
· умение совершать коррекцию собственного стиля взаимодействия с ребенком.
Психологические особенности ребенка раннего возраста
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет очень важное значение.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразной.
Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.
Происходит активное формирование речи:
· к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
· к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
· к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.
Кризис – это нормально
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.
Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.
Негативизм – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность. Что делать?
Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
Строптивость – ребёнок выражает недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.
Упрямство – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Пример: Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку, для малыша будет значимо то, что он сам принял это решение, без помощи взрослого.
Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Пример: ребёнок говорит: «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!» ребёнок всё хочет делать сам. Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности. Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Протест – бунт. Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, необходимо переждать ее, соблюдать спокойствие, не идти на поводу желаний ребёнка, и только потом объяснить, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место. Все нравоучения должны проводиться только в
спокойном состоянии ребенка и взрослого.
Пренебрежение, обесценивание – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, словами, которых ранее никогда не употреблял.
Пример: в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Пример: если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Деспотизм – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной». Ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими. По сути, это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
Основными признаками кризиса трёх лет являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание и деспотизм. Во время кризиса нужно сменить тактику и стратегию общения с ребенком:
· пора признать, что он взрослый (ну почти, взрослый), уважать его мнение и стремление к самостоятельности;
· постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем);
· не заставлять, а просить помочь;
· помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за собой;
· любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Библиографический список
1. Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода./ К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№6.-С.84.
2. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка//Издание: АСТ, 2015.
3. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно//Издание: АСТ, 2016.
Ткачева Ю.В. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
В современном обществе принято учиться, получать профессиональное образование, повышать квалификацию, заниматься самообразованием и саморазвитием. Однако, одна из важнейших функций взрослого человека – воспитание детей, всё чаще формируется стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат.
Психологическая компетентность родителей включает в себя следующие компоненты:
· знания об эмоциональных отличительных чертах детей раннего возраста,
· приемы продуктивного общения и эмоциональной поддержки детей на этом возрастном этапе;
· знания о ключевых направлениях, способах, средствах воспитания и становления ребят в раннем возрасте;
· умение выявлять трудности в воспитании собственного ребенка, устанавливать первопричины образовавшейся ситуации;
· умение исполнять отбор способов и средств воспитания согласно с возрастной периодизацией дошкольника и на базе анализа появившейся проблемы;
· умение продуктивно общаться со своим ребенком;
· умение предсказывать вполне вероятные проблемы во взаимодействии с детьми и пути их преодоления;
· умение совершать коррекцию собственного стиля взаимодействия с ребенком.
Психологические особенности ребенка раннего возраста
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет очень важное значение.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразной.
Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.
Происходит активное формирование речи:
· к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
· к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
· к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.
Кризис – это нормально
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.
Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.
Негативизм – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность. Что делать?
Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
Строптивость – ребёнок выражает недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.
Упрямство – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Пример: Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку, для малыша будет значимо то, что он сам принял это решение, без помощи взрослого.
Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Пример: ребёнок говорит: «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!» ребёнок всё хочет делать сам. Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности. Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Протест – бунт. Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, необходимо переждать ее, соблюдать спокойствие, не идти на поводу желаний ребёнка, и только потом объяснить, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место. Все нравоучения должны проводиться только в
спокойном состоянии ребенка и взрослого.
Пренебрежение, обесценивание – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, словами, которых ранее никогда не употреблял.
Пример: в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Пример: если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Деспотизм – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной». Ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими. По сути, это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
Основными признаками кризиса трёх лет являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание и деспотизм. Во время кризиса нужно сменить тактику и стратегию общения с ребенком:
· пора признать, что он взрослый (ну почти, взрослый), уважать его мнение и стремление к самостоятельности;
· постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем);
· не заставлять, а просить помочь;
· помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за собой;
· любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Библиографический список
1. Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода./ К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№6.-С.84.
2. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка//Издание: АСТ, 2015.
3. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно//Издание: АСТ, 2016.