В настоящее время, происходящие изменения в области образования способствуют применению различных педагогических технологий на уроках. Целью моей работы является рассмотреть методы применения цифровых технологий на уроках истории. Задачи: - познакомить с теоретическим материалом; - показать на практике, как можно использовать цифровые технологии на уроках истории; Все отрасли экономики переживают цифровую трансформацию. И образование – не исключение. Цифровая революция принесла с собой средства для решения стоящих перед ней задач. Производительность интеллектуального труда человека, умело использующего цифровые технологии и инструменты в своей работе, значительно возрастает. На сегодняшний день не существует единого определения понятия «Цифровые технологии», рассмотрим следующие примеры: Цифровые технологии в образовании – это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых образовательных ресурсах (мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент и др.). Цифровая технология в образовании — технология дистанционного обучения доступна сегодня в общеобразовательной школе. На первый план выходят интерактивные методы обучения: проводятся уроки в альтернативной форме — посещение онлайн выставок, музеев, театров, дистанционных квестов, используются игровые образовательные технологии, экскурсии. Цифровые технологии сегодня - - это инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся. - это инструмент создания учебных материалов. - это инструмент эффективного способа преподавания. - это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной. Происходившие последние десятилетия модернизационные процессы, привели к цифровой трансформации образования. Что же такое цифровая трансформация образования? (ЦТО). ЦТО — это изменение планируемых результатов образования, его содержания, методов и форм организации учебной работы, а также систем контроля и оценки достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для эффективного улучшения образовательных результатов каждого обучающегося. Прошло не так много лет с того момента, как школьный урок ассоциировался только с печатными учебниками и тетрадями, с обычной доской и мелом. Сейчас в процесс обучения могут входить разнообразные цифровые технологии: онлайн-курсы, электронные версии учебников с различным интерактивом, интернет-уроки, интерактивные доски, обучающие приложения для телефонов и планшетов, мультимедийные проекторы и др. Все перечисленные современные технологии помогут лучше усвоить учебный материал учащимся посредством увеличения наглядности и интерактивности в обучении (видеоролики, подача материала в виде презентаций, использованию ЭОР и пр.).
Практическая часть
Для примера можно рассмотреть, как на уроке истории применяются цифровые технологии. Тема " Вторая война Рима с Карфагеном", 5 класс. Для начала учитель формулирует проблему на уроке: "Благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником, как Карфаген?". Показывает интерактивную карту "Вторая Пуническая война" (https://chronocon.org/ru/map/Second_Punic_War#year=-221&month=7&zoom=6&lat=41.15214965368974&lng=14.75100129593935&indexMode=chains&chainId=__NO_CHAIN__). Данную карту можно использовать в ходе работы по теме урока. На следующем этапе я предлагаю детям посмотреть видеофрагмент на сайте "Российская электронная школа" (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/main/310612/) и ответить на вопрос: - какие причины вызвали войны между Римом и Карфагеном? Учитель знакомит с карфагенским полководцем Ганнибалом, предлагает поработать с историческим источником "Тит Ливий о Ганнибале" "Насколько он был смел, бросаясь в опасность, настолько же он был осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. И зной, и мороз он переносил с равным терпением; ел и пил столько, сколько требовала природа, а не в удовольствие, распределял время для бодрствования и сна, не обращая внимания на день и ночь. Одеждой он ничуть не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Он всегда первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле боя. Обладал он и жестокими пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности, он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни". 1) Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение? 2) Назовите отрицательные черты характера полководца. На следующем этапе учитель предлагает обучающимся разделиться на группы и выполнить задания на маршрутных листах. 1 группа изучает битву при Каннах (с.229-230). - Рассмотрите план битвы при Каннах (с.230). Как построили римляне свои войска? Как построил свои воска Ганнибал? Итог битвы? 2 группа работает с пунктом "Окончание войны" с.231. - Какой план борьбы с Ганнибалом осуществил римский полководец Сципион? - Какое событие произошло в 202 г.до н.э.? 3 группа работает с пунктом "Окончание войны" с.231 - Каковы итоги второй войны Рима с Карфагеном? Группы на завершающем этапе оформляют маршрутные листы защищают их перед классом, затем происходит совместное обсуждение, а также решение проблемного вопроса, поставленного учителем в начале урока и подведение итогов. Для закрепления можно предложить классу интерактивные задания в рабочей тетради "skysmart" . Таким образом, применение цифровых технологий позволяет повысить познавательный интерес обучающихся на уроках истории. Цифровые технологии можно эффективно применять на любом этапе урока.
Библиографический список:
1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб.для образоват.организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая; под.ред. А. А. Искандерова.- М.: Просвещение. 2. Вторая Пуническая война- интерактивная карта — URL: https://chronocon.org/ru/map/Second_Punic_War#year=-221&month=7&zoom=6&lat=40.818680725354&lng=6.407943745422&eventId=1422481382352.639&indexMode=chains&chainId=__NO_CHAIN__(дата обращения: 12.03.2022). 3. Зарипова, Л. Ф. Цифровые технологии в образовании / Л. Ф. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76214/ (дата обращения: 10.03.2022). 4. Козлова, Н. Ш. Цифровые технологии в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета, с.87,88, 2019 г. 5. Родичева, А. В. Цифровые технологии в современной школе / А. В. Родичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88272/ (дата обращения: 10.03.2022). 6. Российская электронная школа.—URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/main/310612/ (дата обращения: 12.03.2022). 7. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира.5 класс.- М.: ВАКО, 2015.-416 с. 8. Цифровые технологии в образовании videouroki.net 9. Цифровые технологии обучения . — URL: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/tsifrovyie-tiekhnologhii-obuchieniia(дата обращения: 12.03.2022). 10. Skysmart . — URL: https://edu.skysmart.ru/(дата обращения: 12.03.2022).