Библиографическое описание:
Проскурнина Г.В. Важность раннего физического воспитания для развития интеллекта ребёнка // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Все хорошо знают, чтобы быть спортивным, надо много тренироваться, а это возможно только в движении. Знаем, что физическая культура способствует физическому развитию, укрепляет здоровье, формирует характер, но в этой статье хотелось бы раскрыть тему влияния физического развития на умственные способности человека. Мало кто знает, что мозг человека развивается не только при мыслительной деятельности, но и при выполнении любого физического движения. Более того, высокоразвитый интеллект берёт своё начало именно в человеческой подвижности и деятельности рук. Известный врач Глен Доман доказал, что интеллектуальный и социальный рост ребёнка, в решающей степени зависит от его физической активности в первые шесть лет жизни. Чтобы стать физически совершенным и интеллектуально развитым, ребёнок должен как можно больше двигаться с первых дней жизни. Чем младше ребёнок, тем он восприимчивее, поэтому воспитание надо начинать с самого раннего возраста. То чему мы будем учить ребёнка до 3 лет, он освоит за неделю, в 6 лет ему понадобится несколько месяцев, школьникам для этого и четыре года может быть мало.
До 6 лет ребёнок проходит семь важных стадий в своём развитии. Они соответствуют семи стадиям созревания детского мозга. На каждой из этих стадий выполнение шести рассмотренных ранее функций отличается определёнными особенностями. В институте Г. Домана обозначили эти стадии латинскими цифрами и определили среднее время наступления каждой из них, исходя из наблюдений за обычными детьми.
С точки зрения анатомии человеческий мозг можно разделить на четыре основных отдела:
Медулла (или костный мозг) – это нижний отдел человеческого мозга, который находится над спинным мозгом и под понсом, связывая их между собой. (Стадия I)
Понс (мост) – Этот отдел мозга находится выше медуллы и ниже среднего мозга. (Стадия II)
Средний мозг. Так называется отдел мозга, который располагается над понсом и под корой головного мозга, связывая их между собой. (Стадия III)
Кортекс (кора) – это верхний раздел или слой мозга, состоящий преимущественно из нейронов. Человеческий кортекс занимает обширный отдел мозга, который с точки зрения анатомии можно рассматривать как единое целое. Но Доман делит его на четыре функциональные стадии, которые, хотя и не имеют анатомических различий, весьма чётко различаются в процессе детского развития и, судя по всему, отражают стадии человеческой эволюции.
Стадия IV – кора головного мозга на начальной стадии (начальный кортекс). Стадия V – кора головного мозга на ранней стадии (ранний кортекс). Кортекс на этой стадии осуществляет первичный контроль за теми функциями, которые существенно необходимы человеку на ранней стадии его эволюции. Стадия VI – кора головного мозга на первобытной стадии (первобытный кортекс). Кортекс на этой стадии осуществляет первичный контроль за теми функциями, которые существенно важны для первобытного человека. Стадия VII –развитая кора головного мозга (развитый кортекс). Кортекс на этой стадии осуществляет первичный контроль за теми функциями, которые существенно необходимы современному человеку в том виде, в каком он существует сейчас.
В институте Домана выяснили, что, хотя все мозговые уровни существуют у человека уже к моменту рождения, функционировать они начинают постепенно – с самого низкого уровня и до самого высокого, которого обычный ребёнок достигает к возрасту шести лет.
Обычный ребёнок проводит два с половиной месяца жизни под контролем медуллы, четыре с половиной месяцев под контролем понса, пять месяцев под контролем среднего мозга, шесть месяцев под контролем начального кортекса, восемнадцать месяцев под контролем раннего кортекса, тридцать шесть месяцев под контролем первобытного кортекса и всю остальную жизнь под контролем развитой коры головного мозга.
Таблица 1. Функциональные стадии развития мозга
Стадия
Мозговой уровень
Средний возраст
I
Медулла и спиной мозг
Рождение
II
Понс
2,5 месяца
III
Средний мозг
7 месяцев
IV
Начальный кортекс
12 месяцев
V
Ранний кортекс
18 месяцев
VI
Первобытный кортекс
36 месяцев
VII
Развитый кортекс
72 месяца
Приведённые в таблице 1 средние значения возраста показывают, в каком возрасте нормальный ребёнок обычно переходит от одного уровня к другому. Доман называет его хронологическим возрастом (Х.В.). Измеряя уровни развития всех шести функций ребёнка, мы определяем, где он действительно находится. Это место Доман называет нейрологическим возрастом (Н.В.).
В реальной жизни каждая из шести функций развита у детей очень неравномерно, в зависимости от того, какие возможности ребёнок получал для их развития. Поэтому для каждой из функий существует свой нейрологический возраст. В раннем возрасте наиболее важным и показательными являются две функции: двигательная и мануальная, уровень развития которых достаточно просто измерить. В таблице 2 приведены признаки, по которым можно определить, на каком уровне развития находятся эти функции ребёнка, и, соответственно, определить (Н.В.) по каждой из этих функций.
Деля затем (Х.В.) на (Н.В.), мы определяем коэффициент интеллекта ребёнка по каждой из указанных функций.
Таблица 2. Признаки перехода от одной стадии развития мозга ребёнка к другой
Переходы между
стадиями
Виды интеллекта
двигательный
мануальный
От I к II
Способность ребёнка проползти от 60 до 90 см с одной короткой остановкой.
Ребёнок впервые сознательно раскрыл свою ладонь, чтобы что-то выпустить из ней.
От II к III
Ребёнок впервые встал на четвереньки
Ребёнок впервые сознательно пытается поднять рукой какой – либо предмет.
От III к IV
Ребёнок впервые самостоятельно сделал 3-4 шага.
Ребёнок впервые случайно зажал какой – нибудь небольшой предмет (конфету и т. п.) между большим и указательным пальцами.
От IV к V
Ребёнок впервые Сделал несколько шагов, держа что-нибудь в руках.
Ребёнок научился поднимать мелкие предметы двумя пальцами и даже иногда пытается это делать сразу двумя руками.
От V к VI
Ребёнок впервые побежал перекрёстным способом (правая нога вперёд – левая рука назад и наоборот).
У ребёнка появилась склонность к тому, чтобы держать коробку одной рукой, а другой доставать из неё содержимое.
От VI к VII
Ребёнок стал способен пробежать несколько километров.
Ребёнок начал писать, играть в футбол, смотреть в телескоп (замочную скважину).
Таблица 3. Двигательный и мануальный интеллект ребёнка
Возраст перехода от одной стадии развития мозга ребёнка к другой
Интеллект
Советы
Г. Домана
От I к II
в нед.
От II к III
в мес.
От III к IV
в мес.
От IV к V
в мес.
От V к VI
в мес.
От VI к VII
в годах
%
3
2
-
-
9
1,5
350-400
Мировой рекорд
4
5
-
6
7
-
3
-
4
-
4
5
6
7
-
6
-
9
-
12
12
-
18
-
24
2
-
3
-
4
270-300
217-240
200
170-180
150-155
Вы делаете всё просто прекрасно!
8
9
5
6
8
10
-
15
-
30
-
5
133-140
120
Продолжайте в том же духе.
10,5
7
12
18
36
6
100
Средний уровень
12
14
8
9
14
16
21
24
42
48
7
8
85-90
75-77
Предоставьте ребёнку больше возможностей.
16
18
20
10
12
13
18
20
22
27
30
33
54
60
64
9
10
11
66 – 69
60
54
Немедленно предоставьте своему ребёнку как можно больше возможностей для развития его двигательного (или мануального) интеллекта.
22
14
24
36
72
12
49 - 50
Если двигательный (или мануальный) интеллект вашего ребёнка ниже 50%, немедленно обращайтесь к помощи профессионалов.
Это даёт возможность:
1 Сравнивать уровень двигательных и мануальных навыков ребёнка с уровнем тех же навыков его сверстников, чтобы определить: отстаёт он от них, опережает или идёт вровень.
2. Сравнить степени развития его двигательного и мануального интеллекта в разный периоды времени, чтобы определить: развивается ли он быстрее, медленнее или с той же скоростью. Научившись измерять физический интеллект, можно приступить к изучению способов его развития.
Новорожденные и маленькие дети проводят большую часть времени лёжа. Как правило, они находятся в детской коляске, в колыбели и других современных приспособлениях. Затем ребёнка помещают в манеж, дают телефон или другие подобные гаджеты. Все эти места похожи на тюрьму. Они или вообще не дают ребёнку двигаться, или сильно ограничивают его подвижность. Но ещё более важным является то, что мы держим своего ребёнка в положении «вверх дном», то есть в самом беспомощном и бесполезном. Изо всех живых созданий только люди допускают эту ошибку в отношении своего потомства.
От зачатия и до момента рождения мозг растёт с поразительной скоростью, такой же она остаётся и в возрасте от рождения до тридцати месяцев. Она продолжает быть достаточно большой и до шестилетнего возраста и лишь потом резко замедляется. Отсюда ясно, что самые ранние годы жизни ребёнка являются самыми ценными. Насколько быстро новорожденный научится двигать руками и ногами и перейти к следующей стадии развития подвижности, зависит от того, какими возможностями для движения он обладал, пока ещё ползал по полу.
Поняв это, тысячи родителей на всём земном шаре сумели предоставить своим детям наилучшие возможности для роста мозга, а тем самым усилили интеллект.
Как же они этого добились? Довольно просто – клали своих детей на пол чаще и оставляли их там дольше, чем это делали другие поколения родителей. Чем меньше времени ребёнок находится на полу, тем труднее ему двигаться. Арнольд Геселл, изучающий младенцев, изрёк такую истину: «Пол – это атлетический манеж для ребёнка». Пол должен быть чистым, тёплым и безопасным. Интерес детей к изучению окружающей среды заставляет их двигаться. Дети много играют с игрушками, ползут к ним, важно находится рядом с ребёнком, поощрять его попытки похвалой или усложнять движения малыша отодвигая игрушку и т.п. Задача родителей не ограничивать самостоятельность ребёнка, не лишать его радости преодоления посильных трудностей. Научившись ползать и ходить ребёнок открывает шкафы, комоды и т.п. места. Лучше не ругать ребёнка за это, а удовлетворить его интерес, дав ему изучить труднодоступные предметы (находясь рядом) и рассказать малышу, как с ними обращаться.
Важно организовать ежедневные прогулки с малышом на улице. Гулять продолжительное время в тёплое время года и 2 раза по 2 часа в холодное время года, при погодных условиях соответствующих САНПИН нормам. Ещё в коляске ребёнок познаёт мир, слушает, смотрит, что происходит вокруг. Научившись ползать и ходить, ребёнок познаёт особенности перемещения по асфальту, траве, песку, гравию, снегу, льду. Перемещаясь, он изучает живую и неживую природу, знакомится с растениями, животными, птицами, условиями погоды и многому другому.
Подводя итог данной темы, мы выяснили, что раннее физическое развитие оказывает важное значение на развитие интеллекта ребёнка. Необходимо создавать условия для физического развития ребёнка дома и на улице. Для новорожденных детей важны массаж, пассивные упражнения, пестушки и потешки (например, качая ребёнка, мы развиваем его вестибулярный аппарат, та же «Сорока - белобока» хорошо разминает ладошки, пальчики ребёнка, способствуя скорому появлению речи). Хорошо выполнять упражнения способствующие таким умениям малыша как поворачиваться, сидеть, стоять на четвереньках, ползать, стоять, ходить. Есть множество методической литературы физического развития ребёнка от 0 и старше, где подобраны упражнения для каждого возрастного этапа его развития. Дети, чьи родители занимались ранним физическим развитием малыша, лучше адаптируются в детском саду. В дошкольном учреждении эти ребята успешно проходят учебную программу.
Список литературы:
1. Кантан, В. В. Раннее физическое развитие ребёнка. – Санкт – Петербург: КОРОНА принт, 2011.
2. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей – Москва: «Физкультура и спорт», 1999.
3. Полавцева Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве – Москва: Просвещение, 2007.
Проскурнина Г.В. Важность раннего физического воспитания для развития интеллекта ребёнка // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Все хорошо знают, чтобы быть спортивным, надо много тренироваться, а это возможно только в движении. Знаем, что физическая культура способствует физическому развитию, укрепляет здоровье, формирует характер, но в этой статье хотелось бы раскрыть тему влияния физического развития на умственные способности человека. Мало кто знает, что мозг человека развивается не только при мыслительной деятельности, но и при выполнении любого физического движения. Более того, высокоразвитый интеллект берёт своё начало именно в человеческой подвижности и деятельности рук. Известный врач Глен Доман доказал, что интеллектуальный и социальный рост ребёнка, в решающей степени зависит от его физической активности в первые шесть лет жизни. Чтобы стать физически совершенным и интеллектуально развитым, ребёнок должен как можно больше двигаться с первых дней жизни. Чем младше ребёнок, тем он восприимчивее, поэтому воспитание надо начинать с самого раннего возраста. То чему мы будем учить ребёнка до 3 лет, он освоит за неделю, в 6 лет ему понадобится несколько месяцев, школьникам для этого и четыре года может быть мало.
До 6 лет ребёнок проходит семь важных стадий в своём развитии. Они соответствуют семи стадиям созревания детского мозга. На каждой из этих стадий выполнение шести рассмотренных ранее функций отличается определёнными особенностями. В институте Г. Домана обозначили эти стадии латинскими цифрами и определили среднее время наступления каждой из них, исходя из наблюдений за обычными детьми.
С точки зрения анатомии человеческий мозг можно разделить на четыре основных отдела:
Медулла (или костный мозг) – это нижний отдел человеческого мозга, который находится над спинным мозгом и под понсом, связывая их между собой. (Стадия I)
Понс (мост) – Этот отдел мозга находится выше медуллы и ниже среднего мозга. (Стадия II)
Средний мозг. Так называется отдел мозга, который располагается над понсом и под корой головного мозга, связывая их между собой. (Стадия III)
Кортекс (кора) – это верхний раздел или слой мозга, состоящий преимущественно из нейронов. Человеческий кортекс занимает обширный отдел мозга, который с точки зрения анатомии можно рассматривать как единое целое. Но Доман делит его на четыре функциональные стадии, которые, хотя и не имеют анатомических различий, весьма чётко различаются в процессе детского развития и, судя по всему, отражают стадии человеческой эволюции.
Стадия IV – кора головного мозга на начальной стадии (начальный кортекс). Стадия V – кора головного мозга на ранней стадии (ранний кортекс). Кортекс на этой стадии осуществляет первичный контроль за теми функциями, которые существенно необходимы человеку на ранней стадии его эволюции. Стадия VI – кора головного мозга на первобытной стадии (первобытный кортекс). Кортекс на этой стадии осуществляет первичный контроль за теми функциями, которые существенно важны для первобытного человека. Стадия VII –развитая кора головного мозга (развитый кортекс). Кортекс на этой стадии осуществляет первичный контроль за теми функциями, которые существенно необходимы современному человеку в том виде, в каком он существует сейчас.
В институте Домана выяснили, что, хотя все мозговые уровни существуют у человека уже к моменту рождения, функционировать они начинают постепенно – с самого низкого уровня и до самого высокого, которого обычный ребёнок достигает к возрасту шести лет.
Обычный ребёнок проводит два с половиной месяца жизни под контролем медуллы, четыре с половиной месяцев под контролем понса, пять месяцев под контролем среднего мозга, шесть месяцев под контролем начального кортекса, восемнадцать месяцев под контролем раннего кортекса, тридцать шесть месяцев под контролем первобытного кортекса и всю остальную жизнь под контролем развитой коры головного мозга.
Таблица 1. Функциональные стадии развития мозга
Стадия
Мозговой уровень
Средний возраст
I
Медулла и спиной мозг
Рождение
II
Понс
2,5 месяца
III
Средний мозг
7 месяцев
IV
Начальный кортекс
12 месяцев
V
Ранний кортекс
18 месяцев
VI
Первобытный кортекс
36 месяцев
VII
Развитый кортекс
72 месяца
Приведённые в таблице 1 средние значения возраста показывают, в каком возрасте нормальный ребёнок обычно переходит от одного уровня к другому. Доман называет его хронологическим возрастом (Х.В.). Измеряя уровни развития всех шести функций ребёнка, мы определяем, где он действительно находится. Это место Доман называет нейрологическим возрастом (Н.В.).
В реальной жизни каждая из шести функций развита у детей очень неравномерно, в зависимости от того, какие возможности ребёнок получал для их развития. Поэтому для каждой из функий существует свой нейрологический возраст. В раннем возрасте наиболее важным и показательными являются две функции: двигательная и мануальная, уровень развития которых достаточно просто измерить. В таблице 2 приведены признаки, по которым можно определить, на каком уровне развития находятся эти функции ребёнка, и, соответственно, определить (Н.В.) по каждой из этих функций.
Деля затем (Х.В.) на (Н.В.), мы определяем коэффициент интеллекта ребёнка по каждой из указанных функций.
Таблица 2. Признаки перехода от одной стадии развития мозга ребёнка к другой
Переходы между
стадиями
Виды интеллекта
двигательный
мануальный
От I к II
Способность ребёнка проползти от 60 до 90 см с одной короткой остановкой.
Ребёнок впервые сознательно раскрыл свою ладонь, чтобы что-то выпустить из ней.
От II к III
Ребёнок впервые встал на четвереньки
Ребёнок впервые сознательно пытается поднять рукой какой – либо предмет.
От III к IV
Ребёнок впервые самостоятельно сделал 3-4 шага.
Ребёнок впервые случайно зажал какой – нибудь небольшой предмет (конфету и т. п.) между большим и указательным пальцами.
От IV к V
Ребёнок впервые Сделал несколько шагов, держа что-нибудь в руках.
Ребёнок научился поднимать мелкие предметы двумя пальцами и даже иногда пытается это делать сразу двумя руками.
От V к VI
Ребёнок впервые побежал перекрёстным способом (правая нога вперёд – левая рука назад и наоборот).
У ребёнка появилась склонность к тому, чтобы держать коробку одной рукой, а другой доставать из неё содержимое.
От VI к VII
Ребёнок стал способен пробежать несколько километров.
Ребёнок начал писать, играть в футбол, смотреть в телескоп (замочную скважину).
Таблица 3. Двигательный и мануальный интеллект ребёнка
Возраст перехода от одной стадии развития мозга ребёнка к другой
Интеллект
Советы
Г. Домана
От I к II
в нед.
От II к III
в мес.
От III к IV
в мес.
От IV к V
в мес.
От V к VI
в мес.
От VI к VII
в годах
%
3
2
-
-
9
1,5
350-400
Мировой рекорд
4
5
-
6
7
-
3
-
4
-
4
5
6
7
-
6
-
9
-
12
12
-
18
-
24
2
-
3
-
4
270-300
217-240
200
170-180
150-155
Вы делаете всё просто прекрасно!
8
9
5
6
8
10
-
15
-
30
-
5
133-140
120
Продолжайте в том же духе.
10,5
7
12
18
36
6
100
Средний уровень
12
14
8
9
14
16
21
24
42
48
7
8
85-90
75-77
Предоставьте ребёнку больше возможностей.
16
18
20
10
12
13
18
20
22
27
30
33
54
60
64
9
10
11
66 – 69
60
54
Немедленно предоставьте своему ребёнку как можно больше возможностей для развития его двигательного (или мануального) интеллекта.
22
14
24
36
72
12
49 - 50
Если двигательный (или мануальный) интеллект вашего ребёнка ниже 50%, немедленно обращайтесь к помощи профессионалов.
Это даёт возможность:
1 Сравнивать уровень двигательных и мануальных навыков ребёнка с уровнем тех же навыков его сверстников, чтобы определить: отстаёт он от них, опережает или идёт вровень.
2. Сравнить степени развития его двигательного и мануального интеллекта в разный периоды времени, чтобы определить: развивается ли он быстрее, медленнее или с той же скоростью. Научившись измерять физический интеллект, можно приступить к изучению способов его развития.
Новорожденные и маленькие дети проводят большую часть времени лёжа. Как правило, они находятся в детской коляске, в колыбели и других современных приспособлениях. Затем ребёнка помещают в манеж, дают телефон или другие подобные гаджеты. Все эти места похожи на тюрьму. Они или вообще не дают ребёнку двигаться, или сильно ограничивают его подвижность. Но ещё более важным является то, что мы держим своего ребёнка в положении «вверх дном», то есть в самом беспомощном и бесполезном. Изо всех живых созданий только люди допускают эту ошибку в отношении своего потомства.
От зачатия и до момента рождения мозг растёт с поразительной скоростью, такой же она остаётся и в возрасте от рождения до тридцати месяцев. Она продолжает быть достаточно большой и до шестилетнего возраста и лишь потом резко замедляется. Отсюда ясно, что самые ранние годы жизни ребёнка являются самыми ценными. Насколько быстро новорожденный научится двигать руками и ногами и перейти к следующей стадии развития подвижности, зависит от того, какими возможностями для движения он обладал, пока ещё ползал по полу.
Поняв это, тысячи родителей на всём земном шаре сумели предоставить своим детям наилучшие возможности для роста мозга, а тем самым усилили интеллект.
Как же они этого добились? Довольно просто – клали своих детей на пол чаще и оставляли их там дольше, чем это делали другие поколения родителей. Чем меньше времени ребёнок находится на полу, тем труднее ему двигаться. Арнольд Геселл, изучающий младенцев, изрёк такую истину: «Пол – это атлетический манеж для ребёнка». Пол должен быть чистым, тёплым и безопасным. Интерес детей к изучению окружающей среды заставляет их двигаться. Дети много играют с игрушками, ползут к ним, важно находится рядом с ребёнком, поощрять его попытки похвалой или усложнять движения малыша отодвигая игрушку и т.п. Задача родителей не ограничивать самостоятельность ребёнка, не лишать его радости преодоления посильных трудностей. Научившись ползать и ходить ребёнок открывает шкафы, комоды и т.п. места. Лучше не ругать ребёнка за это, а удовлетворить его интерес, дав ему изучить труднодоступные предметы (находясь рядом) и рассказать малышу, как с ними обращаться.
Важно организовать ежедневные прогулки с малышом на улице. Гулять продолжительное время в тёплое время года и 2 раза по 2 часа в холодное время года, при погодных условиях соответствующих САНПИН нормам. Ещё в коляске ребёнок познаёт мир, слушает, смотрит, что происходит вокруг. Научившись ползать и ходить, ребёнок познаёт особенности перемещения по асфальту, траве, песку, гравию, снегу, льду. Перемещаясь, он изучает живую и неживую природу, знакомится с растениями, животными, птицами, условиями погоды и многому другому.
Подводя итог данной темы, мы выяснили, что раннее физическое развитие оказывает важное значение на развитие интеллекта ребёнка. Необходимо создавать условия для физического развития ребёнка дома и на улице. Для новорожденных детей важны массаж, пассивные упражнения, пестушки и потешки (например, качая ребёнка, мы развиваем его вестибулярный аппарат, та же «Сорока - белобока» хорошо разминает ладошки, пальчики ребёнка, способствуя скорому появлению речи). Хорошо выполнять упражнения способствующие таким умениям малыша как поворачиваться, сидеть, стоять на четвереньках, ползать, стоять, ходить. Есть множество методической литературы физического развития ребёнка от 0 и старше, где подобраны упражнения для каждого возрастного этапа его развития. Дети, чьи родители занимались ранним физическим развитием малыша, лучше адаптируются в детском саду. В дошкольном учреждении эти ребята успешно проходят учебную программу.
Список литературы:
1. Кантан, В. В. Раннее физическое развитие ребёнка. – Санкт – Петербург: КОРОНА принт, 2011.
2. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей – Москва: «Физкультура и спорт», 1999.
3. Полавцева Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве – Москва: Просвещение, 2007.