Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Разина Е. А. План-конспект урока обществознания «Потребности человека»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Планируемые результаты:
Предметные:
- научиться характеризовать иерархию потребностей, классифицировать в соответствии с собственными оценками;
- различать виды потребностей;
- характеризовать способности, выделять общие и специальные способности;
- сравнивать чувства и эмоции, различать их.
Метапредметные:
- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем;
- регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; работая с документами, выполнять проблемные задания;
- личностные: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; приобретать навыки анализа проблемы.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап.
Зачитывает притчу. Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».
Задает вопрос (эвристическая беседа - фронтальная работа с классом):
- Как вы поняли смысл этого рассказа?
Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока.
Тема урока «Потребности человека». Подумайте, какие вопросы бы вы поставили перед собой, чтобы раскрыть тему урока?
План урока:
1. Что такое потребность.
2. Какие бывают потребности.
3. Истинные и ложные потребности.
III. Введение в новый материал.
Обратимся к ситуации. Зачитывается задание вслух: «Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически». Почему?
Ситуация выглядит фантастической, потому что в реальной жизни человек трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Именно они составляют основу его действий и поступков. Что такое человеческие потребности? Поговорим об этом на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока.
Человеку постоянно чего-то не хватает, то есть люди испытывают постоянно потребности в чем-то.
Игра «Ассоциация». Предлагаю сыграть в игру. Ее суть в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом. Фиксирует названные ассоциации на доске. Помогает учащимся сформулировать определение. Знакомит с понятием потребность.
Потребность – осознаваемая нужда в чем-либо. Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?
Ответы учащихся: человек испытывает дискомфорт (как физический, так и психологический), неудовлетворенность.
Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог. А какие потребности есть у вас?
Значит, мы можем с вами сделать очень важный вывод: потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Они меняются с течением времени и зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства, техники, науки и т.д.
Потребностей у человека огромное количество. Но обществоведы пришли к выводу, что их необходимо классифицировать, то есть распределить по группам. Выделяют биологические, социальные и духовные потребности. Предлагает задание для самостоятельной работы – работа с пунктом параграфа. Проверяет выполнение задания и дополняет при необходимости.
Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. В этом нам поможет своеобразная игра. Я буду зачитывать вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.
1.       Я сижу, болею,
Сам себя жалею
А. Барто (потребность в медицинской помощи – социальные потребности)
2. В коридоре, в классе ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
А. Барто (потребность в ремонте – материальная потребность)
3. Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике.
С. Михалков (потребность в образовании – духовная потребность)
4. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
К. Чуковский (потребность в покупке посуды – материальная потребность)
5. Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
С. Михалков (потребность в пище – биологическая потребность)
6.У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
С. Михалков (потребность в безопасности – социальные потребности)
7. Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой.
Л. Дербенев (потребность в творчестве – духовная потребность)
У всесторонне развитого человека представлены все потребности.
Где же пределы наших потребностей и могут ли они быть удовлетворены полностью? Почему потребности одного человека удовлетворяются в большей степени, чем потребности другого?
Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»: сначала старухе понадобилось новое корыто, затем – изба, далее она пожелала стать столбовою дворянкой, потом потребовала, чтобы рыбка сделала ее царицей, а когда она получила все это, то захотела стать владычицей морскою. Некоторые люди подобны этой старухе, для них существует лишь слово «хочу»! Между тем думающие люди давно поняли, что потребности человека должны быть разумными.
Разумные потребности предполагают понимание того, что возможности их удовлетворения человеком ограничены, и они не должны противоречить нравственным правилам общества и способствовать развитию лучших человеческих качеств. Такие потребности называют истинными. К ним относят потребности в еде, одежде, сне, жилье, безопасности. Но если человек не имеет жизненных ценностей или эти ценности неустойчивы, то он очень часто заменяет свои потребности в общении, саморазвитии и т.д. ложными потребностями. Об этом виде потребностей не сказано в учебнике, и я бы хотела вам рассказать о них особо. Как вы думаете, ребята, что скрывается за этими словами?
Ответы учащихся.
Ложные потребности – это искусственные потребности, которые ведут к нравственной деградации личности или ее физическому разрушению. Слово «искусственные» означает, что эти потребности не являются врожденными, а усваиваются человеком под влиянием окружающей среды или рекламы, принося больший или меньший вред личности. Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость), употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения, потребительство (неуемное накопление материальных благ как смысл жизни). Если кто-то из вас, ребята, уже имеет одну из вышеперечисленных зависимостей, то это очень плохо. Ведь ложные потребности усваиваются людьми быстрее, чем социальные и духовные, пользы не приносят никакой, а вот избавится от них бывает очень сложно. Например, каждый курильщик с детства знает, что капля никотина убивает лошадь. И все равно курит.
Наверное, единственный вывод, который мы можем сделать - Остерегайтесь ложных потребностей!
IV. Закрепление изученного материала.
Тестирование «Потребности человека. Контроль»
1. Биологической потребностью является потребность в
1) пище 2) знаниях 3) семье 4) общении
2. К социальным потребностям человека относится потребность в
1) отдыхе 2) общении 3) самосохранении 4) сне
3. Стремление человека к получению знаний это потребность.....
1) биологическая 2) духовная 3) социальная 4) материальная
4. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?
А. Потребности у всех людей одинаковые.
Б. Люди удовлетворяют одну и ту же потребность по разному.
1) Верно только А. 2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.
5. К ложным потребностям относится
1) сон 2) еда 3) сигареты 4) творчество
V. Подведение итогов урока.
Итак, мы можем с вами сделать вывод: удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв!
VI. Рефлексия.
Игра «Светофор». У каждого на парте три карточки – красная, желтая и зеленая. На обратной стороне вам оставлена памятка: красная – урок не понравился, желтая – урок понравился, но не очень и зеленая – все понравилось. Уходя с урока, оставьте на парте ту карточку, которая будет отражением вашего настроения от урока.
2021