Библиографическое описание:
Пирожок Е.В. Организация учебно-производственной практики по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества через сетевое взаимодействие с МАОУ ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ № 273 – ФЗ», а именно, в статье 15 Сетевая форма реализации образовательных программ написано: «…1.Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы…» [6].
Из статьи данного Закона РФ следует, что на сегодняшний день наиболее эффективным способом сотрудничества образовательных организаций разного уровня становится использование сетевого взаимодействия. Однако, подобное сотрудничество возможно только лишь на условиях понимания сущности понятия «сетевое взаимодействие».
Термин «сетевое взаимодействие» в педагогической практике появился в конце XX века.
Ю.А. Конаржевский заимствовал его из экономической науки и перенес в педагогическую практику. А.И. Адамский выделил отличительные характеристики сетевого взаимодействия, где в центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а «персона» (актор), «цель» и «событие» (артефакт) [1].
Социолог М.М. Чучкевич при анализе понятий «сеть» и «сетевое взаимодействие» вводит понятие «сетевая организация» – это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [3].
В современных работах исследователей в сфере педагогического менеджмента определено, что сетевое взаимодействие – это разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих педагогических целей [2].
Во всех вышеперечисленных определениях выделено понятие «объединяющая цель». По оценке ученых, объединяющая цель в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети сотрудничества [3]. Важным становится и появление лидера (лидеров) в сетевом сообществе – человека, группы или организации, которые являются носителями финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса, которым можно «поделиться». Именно эти основные позиции легли в основу разработки сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования детей. [4].
На наш взгляд форма сетевого взаимодействия между ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» и МАОУ ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» на производственной практике является, в настоящее время, одной из эффективных, т.к. способствует качественной профессиональной подготовки будущих педагогических кадров по специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования в области технического творчества.
Роль педагогического колледжа в сетевом взаимодействии сводится к тому, чтобы подготовить конкурентоспособного компетентного специалиста, отвечающего требованиям Профессионального стандарта, а МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» получает возможность участвовать в формировании специалиста на собственной учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития.
Практика для студентов любого образовательного учреждения, а уж тем более педагогического колледжа, является составной частью учебного процесса. Именно учебно-производственная практика позволяет студенту закрепить полученные теоретические знания, приобрести профессиональные навыки, а самое главное – напрямую познакомиться со спецификой своей будущей специальности.
Практика помогает студенту осознать правильность выбранного им пути. Прохождение практики на базе образовательной организации дает наиболее полную картину профессиональной деятельности. Студент-практикант выполняет свою будущую работу, применяет знания, учится действовать «здесь и сейчас».
Принятие решений в реальных условиях позволяет ему максимально раскрыть свои таланты и умения. В ходе практики студенты учатся взаимодействовать с коллективом и начальством; изучают законы субординации и профессионального общения; максимально углубляют и расширяют свои знания. [5].
Однако, в проведении практики на своей базе заинтересован не только педагогический колледж, но и учреждения дополнительного образования. Сегодня многие такие учреждения заинтересованы в притоке новых, высококвалифицированных кадров, имеющих знания в области технического творчества. А, следовательно, практика становится одним из способов найти себе место работы, ещё, будучи студентом.
Уже давно известно, что отсутствие практики сводит нанет получение даже самого качественного образования. Это является истиной для любой специальности или профессии. Программы практики, написанные совместно с работодателями для студентов педагогического колледжа, помогают им стать настоящими специалистами.
Поскольку ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» в 2018г. впервые набрал группу студентов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества (исходя из потребностей города и области в таких кадрах), то для разработки образовательной программы, в частности учебно-производственной практики, были привлечены педагоги МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева».
Так, совместно с педагогами доп.образования были разработаны программы всех видов производственной практики, которые направлены на подготовку высококвалифицированного, высокоразвитого, готового с постоянному повышению мастерства, мобильного и креативного специалиста.
Освоение ФГОС СПО третьего поколения предполагает изменение форм ведения отчётной документации студентами, а именно, введение аттестационных листов, включающих характеристику студента по освоению общих компетенций при активном участии работодателя, оформление отчётов студентами с самоанализом о сформированности ОК и ПК.
Будущие педагоги дополнительного образования в процессе прохождения производственной практики активно включаются в работу самого учреждения дополнительного образования по организации различных мероприятий.
Например, на практике «Внеучебная воспитательная работа» студенты научились организовывать свободную деятельность детей используя для это технологии игропрактики, изучили такой курс как «Кибиргигиена», познакомились с особенностями работы в программе Крибрум, приняли участие в семинаре «Современные технологии в деятельности педагога ДО». Эти знания студенты смогли получит на базе IT-куба, созданного на территории МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева»
Все это помогло нашим студентам в дальнейшем на практике «Введение в специальность» продемонстрировать свое мастерство в проведении занятий с детьми по робототехнике, по креативному программированию в среде Scratch, занятий в программе С++=Я++; стать разработчиками и участниками хакатонов с детьми, посещающими МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» и пр.
На одном из видов производственной практики студенты «в живую» стали разработчиками, организаторами и участниками областной региональной конференции работников ССУЗов.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что сетевая форма реализации программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» и организаций дополнительного образования работает. Задача сегодняшнего дня – развивать и укреплять работу в данном направлении.
Библиографический список
1. Конаржевский Ю. А. Педанализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — Москва: Изд-во Скрипторий 2000, 1986. — 67 с.
2. Острые проблемы управления учреждением: поиски решения / Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». — Москва: Изд. дом «Новый учебник», 2008. — 240 с.
3. Семь НОТ менеджмента: 5-е изд., доп. / под ред. В. Красновой и А. Привалова. — Москва: ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2010. — 656 с.
4. Палехина М.С., Тузовская И.И. Возможности сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования детей / «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (41) 2014.
5. Илларионова, Н.К. Практика для студентов как необходимость в приобретении «пресловутого опыта» / Н.К.Иллаионова // Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования» – Борисоглебск, 2016 – 153 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
Пирожок Е.В. Организация учебно-производственной практики по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества через сетевое взаимодействие с МАОУ ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ № 273 – ФЗ», а именно, в статье 15 Сетевая форма реализации образовательных программ написано: «…1.Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы…» [6].
Из статьи данного Закона РФ следует, что на сегодняшний день наиболее эффективным способом сотрудничества образовательных организаций разного уровня становится использование сетевого взаимодействия. Однако, подобное сотрудничество возможно только лишь на условиях понимания сущности понятия «сетевое взаимодействие».
Термин «сетевое взаимодействие» в педагогической практике появился в конце XX века.
Ю.А. Конаржевский заимствовал его из экономической науки и перенес в педагогическую практику. А.И. Адамский выделил отличительные характеристики сетевого взаимодействия, где в центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а «персона» (актор), «цель» и «событие» (артефакт) [1].
Социолог М.М. Чучкевич при анализе понятий «сеть» и «сетевое взаимодействие» вводит понятие «сетевая организация» – это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [3].
В современных работах исследователей в сфере педагогического менеджмента определено, что сетевое взаимодействие – это разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих педагогических целей [2].
Во всех вышеперечисленных определениях выделено понятие «объединяющая цель». По оценке ученых, объединяющая цель в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети сотрудничества [3]. Важным становится и появление лидера (лидеров) в сетевом сообществе – человека, группы или организации, которые являются носителями финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса, которым можно «поделиться». Именно эти основные позиции легли в основу разработки сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования детей. [4].
На наш взгляд форма сетевого взаимодействия между ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» и МАОУ ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» на производственной практике является, в настоящее время, одной из эффективных, т.к. способствует качественной профессиональной подготовки будущих педагогических кадров по специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования в области технического творчества.
Роль педагогического колледжа в сетевом взаимодействии сводится к тому, чтобы подготовить конкурентоспособного компетентного специалиста, отвечающего требованиям Профессионального стандарта, а МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» получает возможность участвовать в формировании специалиста на собственной учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития.
Практика для студентов любого образовательного учреждения, а уж тем более педагогического колледжа, является составной частью учебного процесса. Именно учебно-производственная практика позволяет студенту закрепить полученные теоретические знания, приобрести профессиональные навыки, а самое главное – напрямую познакомиться со спецификой своей будущей специальности.
Практика помогает студенту осознать правильность выбранного им пути. Прохождение практики на базе образовательной организации дает наиболее полную картину профессиональной деятельности. Студент-практикант выполняет свою будущую работу, применяет знания, учится действовать «здесь и сейчас».
Принятие решений в реальных условиях позволяет ему максимально раскрыть свои таланты и умения. В ходе практики студенты учатся взаимодействовать с коллективом и начальством; изучают законы субординации и профессионального общения; максимально углубляют и расширяют свои знания. [5].
Однако, в проведении практики на своей базе заинтересован не только педагогический колледж, но и учреждения дополнительного образования. Сегодня многие такие учреждения заинтересованы в притоке новых, высококвалифицированных кадров, имеющих знания в области технического творчества. А, следовательно, практика становится одним из способов найти себе место работы, ещё, будучи студентом.
Уже давно известно, что отсутствие практики сводит нанет получение даже самого качественного образования. Это является истиной для любой специальности или профессии. Программы практики, написанные совместно с работодателями для студентов педагогического колледжа, помогают им стать настоящими специалистами.
Поскольку ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» в 2018г. впервые набрал группу студентов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества (исходя из потребностей города и области в таких кадрах), то для разработки образовательной программы, в частности учебно-производственной практики, были привлечены педагоги МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева».
Так, совместно с педагогами доп.образования были разработаны программы всех видов производственной практики, которые направлены на подготовку высококвалифицированного, высокоразвитого, готового с постоянному повышению мастерства, мобильного и креативного специалиста.
Освоение ФГОС СПО третьего поколения предполагает изменение форм ведения отчётной документации студентами, а именно, введение аттестационных листов, включающих характеристику студента по освоению общих компетенций при активном участии работодателя, оформление отчётов студентами с самоанализом о сформированности ОК и ПК.
Будущие педагоги дополнительного образования в процессе прохождения производственной практики активно включаются в работу самого учреждения дополнительного образования по организации различных мероприятий.
Например, на практике «Внеучебная воспитательная работа» студенты научились организовывать свободную деятельность детей используя для это технологии игропрактики, изучили такой курс как «Кибиргигиена», познакомились с особенностями работы в программе Крибрум, приняли участие в семинаре «Современные технологии в деятельности педагога ДО». Эти знания студенты смогли получит на базе IT-куба, созданного на территории МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева»
Все это помогло нашим студентам в дальнейшем на практике «Введение в специальность» продемонстрировать свое мастерство в проведении занятий с детьми по робототехнике, по креативному программированию в среде Scratch, занятий в программе С++=Я++; стать разработчиками и участниками хакатонов с детьми, посещающими МАО ДО ДДТ «Юность им. В.П.Макеева» и пр.
На одном из видов производственной практики студенты «в живую» стали разработчиками, организаторами и участниками областной региональной конференции работников ССУЗов.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что сетевая форма реализации программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» и организаций дополнительного образования работает. Задача сегодняшнего дня – развивать и укреплять работу в данном направлении.
Библиографический список
1. Конаржевский Ю. А. Педанализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — Москва: Изд-во Скрипторий 2000, 1986. — 67 с.
2. Острые проблемы управления учреждением: поиски решения / Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». — Москва: Изд. дом «Новый учебник», 2008. — 240 с.
3. Семь НОТ менеджмента: 5-е изд., доп. / под ред. В. Красновой и А. Привалова. — Москва: ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2010. — 656 с.
4. Палехина М.С., Тузовская И.И. Возможности сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования детей / «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (41) 2014.
5. Илларионова, Н.К. Практика для студентов как необходимость в приобретении «пресловутого опыта» / Н.К.Иллаионова // Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования» – Борисоглебск, 2016 – 153 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».