Актуальные вопросы начального общего образования

Кузнецова О.И. Формирование у младших школьников действия самоконтроля

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования способствует актуализации развития у детей младшего школьного возраста самостоятельности. Согласно новым стандартам уже в начальной школе дети должны овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными универсальными учебными действиями. В их число также входит самоконтроль как фактор, способствующий успешному прохождению учебной деятельности.
Самоконтроль позволяет детям превращаться в субъект учебной деятельности, поскольку благодаря самоконтролю дети могут проводить анализ собственным действиям, умениям без помощи взрослых.
В рамках учебной деятельности самоконтроль является необходимым элементом, поскольку позволяет детям ориентироваться на правила и образцы, тем самым формируя правильное видение учебного процесса.
Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей.
Проблема самоконтроля представлена в работах следующих исследователей: В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Д. Левитова, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова и др.
Приемы формирования самоконтроля.
Проблема самоконтроля является актуальной в рамках психолого-педагогической литературы, как в теории, так и в практике.
Самоконтроль определяет умение критически относиться к собственным поступкам, действиям, чувствам, мыслям, при этом способствует их регуляции.
Самоконтроль охватывает все стороны личности, все процессы жизнедеятельности, а для учащихся младшего школьного возраста обеспечивает умение и желание учиться.
Для младших школьников именно желание и умение учиться предопределяют дальнейший путь развития процесса социализации и адаптации. При этом роль самоконтроля очень велика, это связано с тем, что дети при достаточном уроне самоконтроля проявляют инициативность, самостоятельность, активность.
Необходимым условиям для развития самоконтроля является то, чтобы ребенок еще до школы мог уметь самостоятельно оценивать свои учебные действия и поступки.
На сегодняшний день выделяется значительное количество детей младшего школьного возраста, не имеют достаточного уровня самоконтроля, поэтому многие дети не могут в полной мере оценивать свою учебную деятельность, находить ошибки, пытаться их исправить. Отсутствие четкого образца, эталона также влияет на то, что ребенок не может развивать самоконтроль, поскольку не знает, на что ровняться и чем руководствоваться.
В ходе обучения постоянно возникают вопросы – может ли учащийся самостоятельно проанализировать свою работу, найти и исправить ошибки, контролировать не только соответствие выполненных действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи.
Самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли.
Самоконтроль учащихся обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью всех видов учебной деятельности.
Для развития самоконтроля у детей младшего школьного возраста необходимо использовать наглядный материал в виде таблиц, схем, алгоритмов, чтобы формировать у детей необходимый уровень самоконтроля. Также возможно использование различных видов диктантов, которые также будут положительно сказываться на самоконтроле детей.
Наглядный материал не только облегчает процесс развития самоконтроля, но и способствует тому, что у детей повышается интерес к выполняемой работе.
Проанализируем классификацию приемов, предложенную И.С. Икиманской, которые направлены на развитие самоконтроля:
- первая группа – предметные способы проработки материала, которые базируются на определенных правилах;
- вторая группа –индивидуальные способы проработки учебного материала, которые, закреплялся, превращаясь в познавательные способности. Данная группа методов связана с организацией процесса наблюдения, создания образов и т.п.
По мнению Т.Ю. Васильевой, формирование самоконтроля связано с рефлексией и рефлексивных технологий. Рефлексия представляет собой процесс размышления человека, направленный на анализ самого себя, своего внутреннего мира, внешних поступков, а также включает анализ прошлых событий и действия, что способствует созданию образцов и правил дальнейшего поведения.
Т.Ю. Васильева утверждает, что рефлексия позволяет детям младшего школьного возраста приучить ребенка к самоконтролю, самооценки, саморегулированию. Рефлексия может применяться на любом этапе учебно-познавательного процесса и в рамках любой предметной области, что позволяет рассматривать рефлексию, как универсальный примем.
Особое внимание в процессе развития самоконтроля уделяется игровым технологиям.
В игре можно выделить несколько объектов наблюдения, которые и способствует развитию у детей самоконтроля:
- соблюдение правил игры;
- реализация игровой деятельности только по инструкции педагога;
- выполнение действия по заранее заданному образцу;
- умение находиться и исправлять ошибки самостоятельно.
В рамах развития самоконтроля могут использоваться следующие виды игр:
1. Дидактическая игра. Данный вид игры отличается своей полноценностью и содержательностью. Дидактическая игра имеет ряд побудительных мотивов и способов действий. Наличие правил позволяют детям реализовывать игру, опираясь исключительно на них, при этом дети могут самостоятельно находить ошибки, также опираясь на инструкцию игровой деятельности.
2. Игры с правилами. К такому виду игр можно отнести групповые или парные игры, где взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности регулируются установленными правилами, обязательными для выполнения всеми участниками игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевые игры. В рамках данного вида игр дети берут на себя определенные роли, создают игровые ситуации, воспроизводят действия, а правила игры, которые представлены сюжетом, способствует формированию самоконтроля.
4. Предметные игры (игры с предметами). В предметной игре дети могут варьировать предметами, заменять их, применять в разных условиях.
5. Подвижные игры представляют собой сознательную физическую активность ребенка с обязательным точным и своевременным выполнением заданий. Все подвижные игры предусматривают наличие строгих правил.
6. Интеллектуальные (познавательные) игры направлены на развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти и т.д.).
Представленные игры объединены тем, что возможно выделить следующие показатели:
- внимательность детей при прослушивании объяснений правил игры;
- действия ребенка относительно соблюдения или несоблюдения игровых правил;
- умение ребенка сравнивать свой результат работы с представленным образцом;
- концентрация внимания на игре, правилах игры и желаемых результатах;
- направленность на исправление ошибок с помощью педагога, а также самостоятельно;
- как успех в игре влияет на игровую активность детей;
- насколько неудачи снижают проявление интереса к игровой деятельности.
Особую роль в процессе развития самоконтроля играет наглядный материал в виде образцов, алгоритмов. Рефлексия также относится одному из приемов, способствующих формированию самоконтроля.
Игровые технологии для детей младшего школьного возраста имеют актуальное значение, поскольку в процессе игры дети выполняют правила, следуют образцу, а игровой процесс мотивирует их на дальнейшую деятельность.
2018