Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Санжаровская О. М., Донская Н. С. Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf

Аннотация: статья посвящена описанию методов и приемов коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, обучающиеся с легкой умственной отсталостью, методы и приемы работы, инновационные педагогические технологии.

В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Наиболее малочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой лёгкой умственной отсталостью.

Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К нам в школу поступает ребенок с легкой умственной отсталостью. Мы составляем план работы с ним в инклюзивном обучении:
  1. Заключение ПМПК. Составление характеристики на ребенка с ЛУО.
  2. Работа с родителями всего класса.
  3. Составление рабочей программы по ЛУО.
  4. Работа над отношениями с детьми в инклюзии.
  5. Взаимодействие с логопедом и психологом.
  6. Методы и инновационные технологии при работе с детьми с ЛУО.
  7. Допустимые приемы работы с детьми с ЛУО.

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.

Задачи, стоящие перед учителем при проведении коррекционных уроков:
  • научить учащихся принимать задание;
  • удерживать задание в памяти до начала работы;
  • обдумывать предстоящие действия;
  • оценивать результат деятельности;
  • самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого;
  • переключаться с одного способа действия на другой;
  • давать словесный отчет о своей работе.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с легкой умственной отсталостью:
  1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с УО.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
  5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
  6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  7. Использование многократных указаний, упражнений.
  8. Проявление большого такта со стороны учителя.
  9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
  11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Адаптация объема и характера учебного материала:
  • дополнительные наводящие вопросы;
  • наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии с характером зат­руднений при усвоении учебного материала;
  • приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
  • помощь в выполнении определенных операций.

Приемы работы с детьми с легкой умственной отсталостью:
  1. Специально организовывать и направлять внимание детей.
  2. Предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
  3. Дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
  4. Не принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
  5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
  6. Проявление искреннего интереса к личности ребенка.
  7. Работа с семьей.
  8. Проявление педагогического такта.
  9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

Применяемые методы:
  • Практические методы.
  • Наглядные методы.
  • Словесные методы.

Практические методы – наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения.


Наглядные методы
Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы. В ходе работы на столах должны быть только те предметы, которые необходимы для учебного процесса. Наиболее оптимальное количество для работы с обучающимися начальной школы с легкой умственной отсталостью 2-4 предмета. При этом материал должен быть ярких, насыщенных тонов.

Словесные методы
В учебной работе с умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса - это использование педагогических технологий.

На уроках с «особенными детьми» можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий:
  • разноуровневого обучения;
  • обучения в сотрудничестве;
  • проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология;
  • коррекционно-развивающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Из всех педагогических технологий, на наш взгляд, наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении детей с нарушением интеллекта могут быть:
  • игровые технологии;
  • информационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, с использованием компьютерных технологий, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. На своих уроках используем компьютерные презентации для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. На них дети знакомятся с новыми знаниями.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.
На своих уроках используем различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Мы считаем, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения «особенные дети» имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Личностные качества педагога, работающего с детьми с легкой умственной отсталостью

Ценности-средства:
  • признание ценности личности человека с ограниченными возможностями здоровья независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;
  • осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии.

Профессионально-нравственные ценности, работающего с детьми с УО
  • Добро - это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию.
  • Сострадание - помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить.

Список литературы:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: методическое пособие / под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.
5. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Санжаровская О.М., Донская Н.С. Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью // Образовательный альманах. 2021. № 8 (46). С. 50-53. URL: https://f.almanah.su/46.pdf.
2021