НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Нефедова Н. А. Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Скоро лето!»


Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf

Цель: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период; закреплять умение отгадывать загадки, самостоятельно оценивать свои знания; развивать коммуникативные навыки; улучшать общую моторику и координацию движений;
Воспитательные:
развивать эмоциональную отзывчивость и экологическую воспитанность; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материалы и оборудование:
Плакат «Времена года», сюжетные картинки: июнь, июль, август; бумажный комарик, привязанный к нитке на палочке; раскраски на тему «лето», цветные карандаши, краски акварельные, восковые мелки.
Ход занятия.
1.       Организационный момент.
Позывной «Дудочка».
Воспитатель: Громко дудочка поёт,
Ребятишек в круг зовёт. (дети становятся в круг)
Приветствие.
Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх),
Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх),
Здравствуй, матушка Земля (Кланяются),
Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки),
И здравствуй, я (Руки к груди)!
По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:
Мы рады, что пришли в детский сад,
Всем, всем, всем доброго дня!
2.       Основная часть.
Воспитатель: Какие вы знаете времена года? (обращает внимание детей на плакат «Времена года»). Сейчас я прочитаю вам стихи, а вы угадайте, о каком времени года идет речь.
Золотые, тихие
Рощи и сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём. (Осень)
Почему вы так решили? Слушайте дальше.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.
В небе звёзды яркие
Водят хоровод.
Старый год прощается.
Входит новый год. (зима)
Почему вы думаете, что это зима? Хорошо, слушайте дальше.
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава. (весна)
О каком времени года это стихотворение? Почему?
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймёшь, где бабочка,
Где какой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.(лето)
Молодцы! Вы все правильно отгадали. А какое время года наступает сейчас? (лето). Какие летние месяцы вы знаете? (Перед детьми три сюжетные картинки по месяцам: июнь, июль, август).
Что за месяц - июнь? Какие его приметы вы можете назвать? Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей.
Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне дни долгие, солнечные, теплые, а ночи короткие - с воробьиный шажок. За длинный день и короткую ночь июнь называют «светозаром». За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. В июне густые сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими. Цветут рябина, калина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появляются на колючих кустах шиповника. На лесных солнечных опушках загораются в зеленой траве алые огоньки сладкой-пресладкой, душистой ягоды - земляники. Поэтому и называют июнь «земляничником».
Голубые колокольчики, белые ромашки, желтые одуванчики - каких только красок ни увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдаем на участке (за божьей коровкой, муравьями). В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.
В июне люди выходят на покосы. Собирают целебные травы, ягоды, сеют гречиху.
Физминутка.
Лето! Мы идем гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке. (Ходьба на месте.)
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной. (Потягивание – руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди повесил. (Потягивание – руки в стороны.)
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклонимся до носочков.
Раз – цветок, и два – цветок.
А потом сплетем венок. (Наклоны вперед.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы. (Шаги на месте.)
Собираем по кустам,
Здесь отличные места. (Повороты влево – вправо.)
Тут в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягодку сорвать,
Надо ниже приседать. (Приседания.)
На полянке серый зайчик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с зайчиком скачу,
До небес достать хочу. (Прыжки.)
А теперь пора нам, братцы,
Из лесочка возвращаться.
Хоть дорога нелегка,
Заниматься нам пора. (Шаги на месте.)
Какой месяц приходит на смену июню? Что вы знаете об июле? Как светит солнце в это время? Какая вода в реке? Какие осадки выпадают летом? Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя? Какие работы выполняют люди в огородах, садах, полях?
Июль - середина лета, «макушка лета», «краса», «сердце лета». Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовое, значит, и грибное» - примечают люди. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни - жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветут гречиха и подсолнечник, на лугах сенокос. В лесу пахнут деревья, цветет липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекает пчел. Июль - сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив.
После июля наступает последний месяц лета. Какой? (август). Август - хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называют так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе животные, птицы? Какие изменения произошли в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные, на деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах - овощи, начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу - грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки - орешки в зимнюю кладовку. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету птицы: ласточки, грачи, журавли.
Лето - прекрасная пора! Ребята, а вы любите лето? Что вы ждете от этого времени года? Чем будете заниматься? Куда отправитесь?
А теперь отгадайте загадку.
Не зверь, не птица,
А нос как спица.
(Комар.)
Предлагаю поиграть в игру «Поймай комара».
Дети стоят в кругу. Воспитатель проносит над головами детей «комара», привязанного к нитке на палочке. Дети подпрыгивают, хлопают над головой в ладоши, «ловят комара».
3.Заключительная часть.
Что вам больше всего запомнилось? А сейчас я раздам вам раскраски, которые я подготовила вам на тему нашего занятия. Вы, если захотите, можете раскрасить их прямо сейчас, выбрав по желанию материалы: краски, цветные карандаши или восковые мелки.
2021