Пятайкина Н.Н. Использование интерактивных методов на внеклассных занятиях с детьми с нарушением слуха
Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
Для современной эпохи характерен пересмотр традиционных представлений о человеке, науке, обществе, в том числе и переоценка системы взглядов общества на инвалидов как на «людей с особыми потребностями». Отношение общества к людям с отклонениями в развитии обусловлено социально-экономическими и социально-культурными условиями в стране и основано на идеях гуманизма, на поиске путей развития ребёнка как неповторимой индивидуальности, Гуманный личностный подход к адаптационным процессам предоставляет возможность каждому ребёнку освоить различные модели взаимодействия с окружающей средой, ощущать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, не вызывая чувства жалости или брезгливости у окружающих и реализуя свой потенциал. Социокультурная адаптация идёт различными темпами и имеет различную результативность в зависимости от особенностей становления личности. Детей с нарушением слуха относят именно к этой категории, так как они имеют ограниченные возможности по сравнению со здоровыми, требуют особых методов и способов обучения и адаптации в обществе. [Андрейкин А. А., Богданова Т. Г., 2005] В отличие от нормально слышащих детей, у детей с нарушением слуха из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих, аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность, что проявляется в недоразвитии логических операций, нарушениях отражения и обобщения действительности в форме абстракции. Нужно учесть, что дети с нарушением слуха с трудом воспринимают речь и, соответственно, связанные с ней абстрактные понятия. Кроме того, при восприятии нового материала такие дети при наличии каких-либо трудностей в усвоении теряют к занятиям интерес, становятся пассивными. Дети с интересом и более позитивно относятся к тем занятиям, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка, так и для педагога. Поэтому в систему воспитания и обучения всё чаще стали внедрять интерактивные методы, особенно для обучения детей с нарушениями слуха и речи. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter – «взаимный», act – «действовать»). Что же такое интерактивное обучение? Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченным в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивный метод – это сложный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, основанный на диалоге, который требует умения не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. [Карпенко Е., Райс О., 2016] Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. В своей работе для решения воспитательных задач я использую следующие интерактивные технологии: 1. Творческие задания; 2. Работа в малых группах; 3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые образовательные игры); 4. Социальные проекты; 5. Разминки (упражнения-энергизаторы, упражнения на снятие эмоциональных зажимов); 6. Разрешение проблем («Мозговой штурм»); 7. Занятия с использованием компьютерных технологий. Результатами использования интерактивных методов на внеклассных занятиях являются: - повышение эффективности занятий, интереса учащихся к деятельности педагога; - формирование и развитие коммуникативных навыков и умений учащихся, эмоциональных контактов между ними (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен); - формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить, умение решить проблемы и разрешить конфликты, уметь принимать решение и нести ответственность за них); - формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее). Использование информационных–коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Организация воспитательного процесса с использованием ИКТ позволяет достичь высокого уровня познавательной активности учащихся, повысить мотивацию, сформировать навыки работы с компьютером, актуализировать словарный запас школьников с нарушением слуха. Использование компьютерных заданий развивает такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, словесно-логическое мышление. При работе над проектами использование ИКТ учит обучающихся обобщать и сравнивать, анализировать и абстрагировать от несущественных признаков объектов. Использование профессионального компьютера учит детей графически оформлять проект, исправлять ошибки в высказываниях. Ученики осваивают технику сканирования и вставки фотографий в слайды. [Швейковская Г. Д., 2015] Основными задачами по использованию ИКТ я считаю: - развитие у школьников навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; - воспитание системно и аналитически мыслящих людей; - формирование и развитие атмосферы творческого содружества школьников и педагогов; - формирование у обучающихся отношения к компьютеру, как к инструменту познавательной деятельности; - использование ИКТ в разных направлениях и формах учебно-воспитательной деятельности. Благодаря совместной работе обучающихся с педагогами, на основе полученной информации, использование сканера, цифровой фото и видеотехники, компьютерных и Интернет – технологий, школьники получили возможность оформлять в виде презентаций, выполненных в Power Point результаты своей работы. Так использование информационно-коммуникационных технологий на внеклассных мероприятиях способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. КТ позволяет кратко и красочно представить необходимый материал. Применение КТ позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными. Важным элементом интерактивных занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого его участника. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности группы, восстанавливать интерес к занятию, концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Благодаря упражнениям – энергизаторам, в группе создается атмосфера доброжелательности, участники получают удовольствие от пребывания вместе. В заключении хочется отметить, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, формирует и развивает аналитические способности, учит ответственно относиться к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты); поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов обучения в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку, дает возможность менять формы их деятельности, переключать узловые вопросы темы занятий. Список литературы: 1. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности: пособие / Д. Ю. Алексеевских, А. А. Андрейкин, Т. Г. Богданова. – Владос, 2005 – 295с. 2. Швейковская Г. Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха [Текст] / Г. Д. Швейковская // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 436 – 440. 3. Е. Карпенко, О. Райс Интерактивные технологии в обучении. Практическое Пособие интеллектуальная издательская система Ridero, – 2016. – С. 15 – 18.