Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ногаева З.Р. Классный час «Сочувствию откроются сердца…»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Цели: способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим людям, воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы во взводе, развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Личностные:
- познакомить детей с понятием «сочувствие»;
- формирование ценностей и чувств;
- развитие мотивов внеучебной деятельности;
- формирование уважительного отношения к людям.
Предметные:
- расширять кругозор по данной теме;
- формировать знания детей о взаимоотношениях людей
Оборудование: компьютер, листы бумаги по количеству суворовцев; презентация «Умеем ли мы сочувствовать», песня « Дорогою добра», видеофайлы
Оформление: написать на доске список человеческих качеств:
1. Терпение.
2. Чувство юмора.
3. Чуткость.
4. Умение доверять людям.
5. Умение владеть собой.
6. Доброжелательность.
7. Умение не осуждать других.
8. Умение слушать.
9. Любознательность.
10. Способность к сопереживанию.

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя.
Упражнение «Если бы я…»
- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...
- Если я увижу больного престарелого человека, то...
- Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я...
- Если бы я был волшебником, то...
Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)
Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: « Учимся сочувствовать».
Итак, что значит сочувствовать? (сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека). Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
- Как вы понимаете выражение «Мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Представьте себе такую ситуацию: два друга, Вадим и Кирилл, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Вадиму нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Кириллу нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
- Кто из мальчиков прав? (Никто.)
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть терпеливыми, понимающими и сочувствующими людьми.
Посмотрите на доску, выберите из предложенных вариантов те черты, которыми, по вашему мнению, обладает такой человек. (Ответы детей.)
- Кто назовет другие черты?
-Послушаем ваше мнение.
Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.
- Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?
Как вы думаете для суворовца, военного офицера такие качества как сочувствие, сострадание какую могут сыграть роль? Всегда ли они уместны?
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех»
Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.
Попрошу для выполнения упражнения суворовцев встать в круг.
Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это - здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.
У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения и, кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?
Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья» видео
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Тренинг «Оживи цветок».
Работа в группах.
Перед вами лепестки, на которых написаны различные человеческие чувства.
Вам нужно выбрать и приклеить те лепесточки к сердцевине цветка, которые нам помогают прощать. Будьте внимательны! (Звучит песня «Дорогою добра»)
Давайте посмотрим, какие цветы у вас получились. Выберите одного представителя в своей группе, который покажет ваш цветочек у доски.
- Прочитай, какие лепесточки вы выбрали и прикрепите на наш коврик добра.
- Обладая такими качествами, мы сможем простить другого человека?
- Посмотрите, что-то изменилось вокруг нас?
- Стало светлее, теплее?
Вот то же происходит и в душе человека, когда он прощает, отпускает обиду.
- Ребята, я вижу на ваших столах остались лепесточки (злость, обида, страх).
- Почему вы их не приклеили? (Эти качества мешают нам прощать.)
- Я надеюсь, что в ваших сердцах никогда не будет таких качеств.
- Что бы вы хотели сделать с этими качествами?

Досада
Порядочность
Агрессия
Доброта
Любовь
Раздражение
Уважение
Гнев
Вдохновение
Интерес
Презрение
Ненависть
Обида
Зависть
Сердечность
Ненависть
Любовь
Взаимопонимание
Равнодушие
Радость
Ревность
Страх
Счастье
Успех


III. Рефлексия:
- Я каждому хочу подарить вот это сердечко-памятку. Я надеюсь, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям.
Памятка.
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3. Прости, и будешь прощён.
4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее.
- Какой пункт памятки вам понравился больше всего?
- Я желаю каждому из вас, кто находится в состоянии ссоры или обиды быстрее помириться и простить, проявлять сочувствие и сострадание. И вы увидите, как мир вокруг вас станет теплее, светлее, добрее.

Библиографический список

1.       Мудрые мысли http://www.fanread.ru/book/9536024
2.       Книга http://blogs.bashtanka.info/viewdn.php?id=3&id_d=205&page=1
3.       http://www.liveinternet.ru/users/4786346/rubric/3846324/page5.html
4.       http://www.vlad-amelin.ru/stihi-o-zhizni/3961-a-vsyo-tak-prosto-nuzhno-lish-prostit.html

zifa67@mail.ru, +79064957675
2018