Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Задачи: - развивать эмоциональное восприятие посредством прослушивания музыкальных произведений, учить пониманию музыкальных образов;
- развитие общей и мелкой моторики, синхронизация речи и движений;
- развитие чувства темпа и ритма;
- развитие слухового внимания;
- закрепление знаний о птицах и их особенностях;
- совершенствования навыков составления и анализа предложений;
- развитие связной речи, обогащение словаря;
- формирование доброжелательности, ответственности, инициативности, сотрудничества;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия:
Звучит музыка (Арфа и звуки природы - Лес). Дети входят в зал.Логопед: Ребята, закройте глазки и представьте, что мы попали в волшебный сказочный зимний лес.
(В это время взрослый имитирует звук с помощью шуршания бумаги, скрипа пенопласта и т.д.)
Логопед: Прислушайтесь, где-то вдалеке завывает ветер, качая макушки деревьев. А у нас под ногами скрипит белый пушистый снежок. Неподалёку стучит дятел, и в воздухе пахнет волшебством…
(слышится плач Снеговика за ширмой: - Ау, Ау, помогите, помогите). Дети открывают глаза…
Логопед: Ребята, Вы слышали? Плачет кто-то.
Входит грустный снеговик, в руках у него мешок (или ведро)
Снеговик: Здравствуйте, ребятки,
Ох, я и устал,
Оттоптал все ножки,
Шишку потерял.
Пуговки отпали,
И метла моя
Где-то потерялась,
Плохоньки дела…
Смастерил кормушку я ещё вчера,
Но она пропала! Славная была!
Ребята, помогите, кормушку мне найти
И нашу стаю птичек от голода спасти!!!
Логопед: Ребята, поможем снеговику? Найдем его кормушку, а то птички голодными останутся.
Дети: Да!
Снеговик: Спасибо Вам, ребята! Пойдемте со мной по лесной тропинке. Может мы там найдем кормушку?
Звучит музыка (начало сказки «Капризка»)
Снеговик: (показывая движения):
Я кормушку смастерил, (руки сложили домиком)
В неё крошки положил. (перебирая пальчиками, сыпем крошки)
Но кормушка вдруг пропала, (пожимаем плечами)
Птичкам холодно всем стало (перекрещиваем руки, обнимаем себя «холод»)
По тропинке мы пойдем (шагаем)
И кормушечку найдем.
Дети со Снеговиком идут по «тропинке».
Выбегает Заяц с корзинкой, где лежат палочки для отбивания ритма.
Заяц: Я зайчик, я хороший!
Я добрый и смешной.
Капустка и морковка-
Любимый завтрак мой!
Со мной легко поладить-
Достаточно погладить!
Логопед: Зайчик, ты по лесным тропинкам бегал, кормушку снеговика не находил?
Заяц: Нет, не находил, но ты не грусти, Снеговик, найдётся. А сейчас давайте я Вас повеселю? У меня есть волшебные палочки. Повторяйте за мной, ребята (раздает детям палочки).
Музыкально- ритмическая игра «Скачет- скачет белый заяц…»
Скачет, скачет белый зайчик. Скок-ско-скок.
Скачет, скачет белый зайчик, на лу-жок.
Зайке холодно в лесу, прыг-прыг-прыг.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх. Лапки вниз.
Логопед: Спасибо, зайка, развеселил ты нас. Давайте уберем палочки, ребята.
Снеговик: (замечает в корзине у зайца палочки от кормушки): Зайка, да это ведь мои палочки, от моей кормушки. Отдай мне их, пожалуйста.
Заяц: Забирай, Снеговик, свои палочки.
Снеговик: Дружба очень нам нужна,
В жизни нашей так важна,
Коль случится что-то вдруг,
К нам придёт на помощь … ДРУГ!!!
Снеговик+ дети: Спасибо за помощь, спасибо за всё,
Всегда будем помнить твоё мы добро!
Логопед: Оставайся, зайка, с нами! Все вместе мы быстро найдем кормушку снеговика.
Звучит музыка (начало сказки «Капризка»)
Снеговик: (показывая движения):
Я кормушку смастерил, (руки сложили домиком)
В неё крошки положил. (перебирая пальчиками, сыпем крошки)
Но кормушка вдруг пропала, (пожимаем плечами)
Птичкам холодно всем стало (перекрещиваем руки, обнимаем себя «холод»)
По тропинке мы пойдем (шагаем)
И кормушечку найдем.
Дети со Снеговиком идут по «тропинке».
Выходит Лиса с удочкой, на крючке которой висит часть кормушки.
Лиса: Рыжая шёрстка, хитрые глазки,
К вам прибежала я прямо из сказки,
Я колобочка нечаянно съела,
Так уж случилось!- Я не хотела!
Надо со всеми мне подружиться,
Верьте, что доброю станет лисица!
Логопед: Лиса, ты по лесным тропинкам бегаешь, все замечаешь, не находила ли ты кормушку снеговика?
Лиса: (прячет удочку за спиной): - Нет, не находила.
Логопед: Лиса, а что это ты там прячешь? Так это же наша кормушка!
Лиса: Не отдам, не отдам. Вот поймаете мне рыбку и верну я вам кормушку.
Дети с помощью Снеговика ловят лисе рыбу, с помощью игры «Рыбалка»
Логопед: Ребята, наловили мы лисе рыбки. А рыбка у нас непростая- на ней картинки. Мы картинки будем называть и предложения составлять. ( Дети составляют предложения по картинкам и выкладывают схему предложения на магнитной доске).
Лиса: Забирай, Снеговик, свою кормушку.
Снеговик: Дружба очень нам нужна,
В жизни нашей так важна,
Коль случится что-то вдруг,
К нам придёт на помощь … ДРУГ!!!
Снеговик + дети: Спасибо за помощь, спасибо за всё,
Всегда будем помнить твоё мы добро!
Логопед: Оставайся, лисичка, с нами! Все вместе мы быстро найдем кормушку снеговика.
Звучит музыка (начало сказки « Капризка»)
Снеговик (показывая движения)
Я кормушку смастерил, (руки сложили домиком)
В неё крошки положил. (перебирая пальчиками, сыпем крошки)
Но кормушка вдруг пропала, (пожимаем плечами)
Птичкам холодно всем стало (перекрещиваем руки, обнимаем себя «холод»)
По тропинке мы пойдем (шагаем)
И кормушечку найдем.
Дети со Снеговиком идут по «тропинке».
Выходит медведь с последней частью кормушки.
Медведь: Я мишка очень славный,
В лесу я самый главный.
По лесу я не зря хожу-
За порядком я слежу!
Зверь я дикий и здоровый,
Силы мне не занимать-
Непорядок я увижу,
И могу всех заломать!
Кто намусорил в лесу?
Я обломки Вам несу!
Логопед: Мишка, так же наша кормушка! Отдай её нам, пожалуйста!
Медведь: Со мной, ребята, поиграйте! И часть кормушки забирайте!
Подвижная игра на развитие пространственной ориентации и координации движений рук). Ребёнку необходимо по дорожке с помощью клюшки-палки провести шайбу по лабиринту.
Снеговик: Ребята, давайте соберем мою кормушку.
Стук- стук, я стучу,
Птичкам домик колочу!!! (руки-кулачки стучат друг об друга) – 3 раза
(собирает кормушку и вместе с детьми насыпает крошки и зерно).
Слышится щебетание птиц (музыка)
Логопед.: Птички увидели, что кормушка нашлась и зернышки в ней есть. Кажется, они летят к нам.
Логопед, под щебетание птиц, загадывает детям загадки про них. Дети отгадывают, на дереве находят нужную птичку (птичка из ниток), снимают её и сажают в кормушку.
Снеговик: Спасибо Вам, ребятки, помогли Вы мне кормушку найти и птичек мы накормили. Слышите, как они радостно щебечут. Но а нам со зверятами пора, надо повесить кормушку на дерево, чтобы другие птички полакомились нашим угощением (уходит с детьми-зверятами).
Библиографический список
1. Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.2. Бартош Н.Т, Савинская С.П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.