Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Маринина И. В., Титова И. А. Сценарий к интегрированному занятию для детей с тяжелыми нарушениями речи «Снеговик и его друзья»

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


 Задачи: - развивать эмоциональное восприятие посредством прослушивания музыкальных произведений, учить пониманию музыкальных образов;
- развитие общей и мелкой моторики, синхронизация речи и движений;
- развитие чувства темпа и ритма;
- развитие слухового внимания;
- закрепление знаний о птицах и их особенностях;
- совершенствования навыков составления и анализа предложений;
- развитие связной речи, обогащение словаря;
- формирование доброжелательности, ответственности, инициативности, сотрудничества;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

 Звучит музыка (Арфа и звуки природы - Лес). Дети входят в зал.
Логопед: Ребята, закройте глазки и представьте, что мы попали в волшебный сказочный зимний лес.
(В это время взрослый имитирует звук с помощью шуршания бумаги, скрипа пенопласта и т.д.)
Логопед: Прислушайтесь, где-то вдалеке завывает ветер, качая макушки деревьев. А у нас под ногами скрипит белый пушистый снежок. Неподалёку стучит дятел, и в воздухе пахнет волшебством…
(слышится плач Снеговика за ширмой: - Ау, Ау, помогите, помогите). Дети открывают глаза…
Логопед: Ребята, Вы слышали? Плачет кто-то.
Входит грустный снеговик, в руках у него мешок (или ведро)
Снеговик: Здравствуйте, ребятки,
 Ох, я и устал,
 Оттоптал все ножки,
 Шишку потерял.
 Пуговки отпали,
 И метла моя
 Где-то потерялась,
 Плохоньки дела…
 Смастерил кормушку я ещё вчера,
 Но она пропала! Славная была!
 Ребята, помогите, кормушку мне найти
 И нашу стаю птичек от голода спасти!!!
Логопед: Ребята, поможем снеговику? Найдем его кормушку, а то птички голодными останутся.
Дети: Да!
Снеговик: Спасибо Вам, ребята! Пойдемте со мной по лесной тропинке. Может мы там найдем кормушку?
Звучит музыка (начало сказки «Капризка»)
Снеговик: (показывая движения):
Я кормушку смастерил, (руки сложили домиком)
В неё крошки положил. (перебирая пальчиками, сыпем крошки)
Но кормушка вдруг пропала, (пожимаем плечами)
Птичкам холодно всем стало (перекрещиваем руки, обнимаем себя «холод»)
По тропинке мы пойдем (шагаем)
И кормушечку найдем.
Дети со Снеговиком идут по «тропинке».
Выбегает Заяц с корзинкой, где лежат палочки для отбивания ритма.
Заяц: Я зайчик, я хороший!
 Я добрый и смешной.
 Капустка и морковка-
 Любимый завтрак мой!
 Со мной легко поладить-
 Достаточно погладить!
Логопед: Зайчик, ты по лесным тропинкам бегал, кормушку снеговика не находил?
Заяц: Нет, не находил, но ты не грусти, Снеговик, найдётся. А сейчас давайте я Вас повеселю? У меня есть волшебные палочки. Повторяйте за мной, ребята (раздает детям палочки).
Музыкально- ритмическая игра «Скачет- скачет белый заяц…»
Скачет, скачет белый зайчик. Скок-ско-скок.
Скачет, скачет белый зайчик, на лу-жок.
Зайке холодно в лесу, прыг-прыг-прыг.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх. Лапки вниз.

Логопед: Спасибо, зайка, развеселил ты нас. Давайте уберем палочки, ребята.
Снеговик: (замечает в корзине у зайца палочки от кормушки): Зайка, да это ведь мои палочки, от моей кормушки. Отдай мне их, пожалуйста.
Заяц: Забирай, Снеговик, свои палочки.
Снеговик: Дружба очень нам нужна,
 В жизни нашей так важна,
 Коль случится что-то вдруг,
 К нам придёт на помощь … ДРУГ!!!
Снеговик+ дети: Спасибо за помощь, спасибо за всё,
 Всегда будем помнить твоё мы добро!
Логопед: Оставайся, зайка, с нами! Все вместе мы быстро найдем кормушку снеговика.
Звучит музыка (начало сказки «Капризка»)
Снеговик: (показывая движения):
Я кормушку смастерил, (руки сложили домиком)
В неё крошки положил. (перебирая пальчиками, сыпем крошки)
Но кормушка вдруг пропала, (пожимаем плечами)
Птичкам холодно всем стало (перекрещиваем руки, обнимаем себя «холод»)
По тропинке мы пойдем (шагаем)
И кормушечку найдем.
Дети со Снеговиком идут по «тропинке».
Выходит Лиса с удочкой, на крючке которой висит часть кормушки.
Лиса: Рыжая шёрстка, хитрые глазки,
 К вам прибежала я прямо из сказки,
 Я колобочка нечаянно съела,
 Так уж случилось!- Я не хотела!
 Надо со всеми мне подружиться,
 Верьте, что доброю станет лисица!
Логопед: Лиса, ты по лесным тропинкам бегаешь, все замечаешь, не находила ли ты кормушку снеговика?
Лиса: (прячет удочку за спиной): - Нет, не находила.
Логопед: Лиса, а что это ты там прячешь? Так это же наша кормушка!
Лиса: Не отдам, не отдам. Вот поймаете мне рыбку и верну я вам кормушку.
Дети с помощью Снеговика ловят лисе рыбу, с помощью игры «Рыбалка»
 
 Логопед: Ребята, наловили мы лисе рыбки. А рыбка у нас непростая- на ней картинки. Мы картинки будем называть и предложения составлять. ( Дети составляют предложения по картинкам и выкладывают схему предложения на магнитной доске).

Лиса: Забирай, Снеговик, свою кормушку.
Снеговик: Дружба очень нам нужна,
 В жизни нашей так важна,
 Коль случится что-то вдруг,
 К нам придёт на помощь … ДРУГ!!!
Снеговик + дети: Спасибо за помощь, спасибо за всё,
 Всегда будем помнить твоё мы добро!
Логопед: Оставайся, лисичка, с нами! Все вместе мы быстро найдем кормушку снеговика.
Звучит музыка (начало сказки « Капризка»)
Снеговик (показывая движения)
Я кормушку смастерил, (руки сложили домиком)
В неё крошки положил. (перебирая пальчиками, сыпем крошки)
Но кормушка вдруг пропала, (пожимаем плечами)
Птичкам холодно всем стало (перекрещиваем руки, обнимаем себя «холод»)
По тропинке мы пойдем (шагаем)
И кормушечку найдем.
Дети со Снеговиком идут по «тропинке».
Выходит медведь с последней частью кормушки.

Медведь: Я мишка очень славный,
 В лесу я самый главный.
 По лесу я не зря хожу-
 За порядком я слежу!
 Зверь я дикий и здоровый,
 Силы мне не занимать-
 Непорядок я увижу,
 И могу всех заломать!
 Кто намусорил в лесу?
 Я обломки Вам несу!
Логопед: Мишка, так же наша кормушка! Отдай её нам, пожалуйста!
Медведь: Со мной, ребята, поиграйте! И часть кормушки забирайте!
Подвижная игра на развитие пространственной ориентации и координации движений рук). Ребёнку необходимо по дорожке с помощью клюшки-палки провести шайбу по лабиринту.

Снеговик: Ребята, давайте соберем мою кормушку.
 Стук- стук, я стучу,
 Птичкам домик колочу!!! (руки-кулачки стучат друг об друга) – 3 раза
(собирает кормушку и вместе с детьми насыпает крошки и зерно).
Слышится щебетание птиц (музыка)
Логопед.: Птички увидели, что кормушка нашлась и зернышки в ней есть. Кажется, они летят к нам.
 Логопед, под щебетание птиц, загадывает детям загадки про них. Дети отгадывают, на дереве находят нужную птичку (птичка из ниток), снимают её и сажают в кормушку.
 Снеговик: Спасибо Вам, ребятки, помогли Вы мне кормушку найти и птичек мы накормили. Слышите, как они радостно щебечут. Но а нам со зверятами пора, надо повесить кормушку на дерево, чтобы другие птички полакомились нашим угощением (уходит с детьми-зверятами).

Библиографический список

1. Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
2. Бартош Н.Т, Савинская С.П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2021