Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf
В культуре и сознании каждого этноса присутствуют не всегда сформулированные, но подразумеваемые вопросы о том, какова природа и возможности человека, для чего он живет, в чем он видит счастье, красоту, эстетику, воспитание, традиции…
Лев Николаевич Толстой в своё время писал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание».
Знакомство с культурным наследием своего народа, освоение народной культуры начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, быту, традиции, обрядам, с любви, к своей малой родине. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, ко всей человеческой культуре.
На современном этапе развития нашего общества вновь выделяется большое внимание изучению народно-прикладного искусства. О каждом народе судят по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Каждый народ обладает своими особенностями и традициями.
Обращение к народным традициям, изучение декоративно-прикладного творчества, народной культуры во все времена, на наш взгляд, будет актуальным, т.к. опираясь на вековые традиции мастеров и обогащаясь новым содержанием, искусство народных мастеров служит благотворной цели- эстетическому, нравственному воспитанию подрастающих поколений и культурологическом осмыслении в целом.
Марийский народ гордится своими древнейшими традициями в области художественных промыслов и ремесел. Веками формировавшееся народное искусство, бережно сохраненное мастерами-умельцами до наших дней, вносит свою самобытную красоту и поэтичность в наш повседневный быт, доставляет людям радость. Оно является частью национального достояния, и мы призваны бережно и заботливо сохранять и приумножать все достижения наших предков и продолжать веками сложившиеся и устоявшиеся обычаи и традиции. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиции местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров, осознанное желание прийти им на смену- все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности.
В настоящее время перед учителями стоит вопрос: как создать обучающую среду, которая позволит ребенку быть активным участником процесса познания различных культур, входящих в общенациональную культуру, как разбудить творчество и талант, таящиеся в ребенке, как вырастить достойного гражданина, любящего свой край, его обряды, обычаи, традиции. Ключ к решению данной проблемы в комплексном подходе к эстетическому воспитанию, к воспитанию в целом на всех ступенях образования. Чтобы по-настоящему любить, ценить, уважать Родину, необходимо хорошо знать ее.
Если мы вложим в души наших детей любовь к своей малой родине и на уроках технологии расскажем, например, об истории национальной одежды, об обычаях, обрядах, о вышивке, о еде марийской национальной и традициях в сравнении настоящего и будущего с прошлым, то ребенок, выйдя из школы, будет относиться ко всему окружающему с уважением и любовью и станет достойным человеком.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания детей в школе. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства и творчества. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся ко всем видам народно-прикладного творчества.
Изучая в школе предмет технологии с разделами, как изучение работ с тканью и материаловедением, технологию изготовления швейных изделий, изучение работ кулинарии, элементов декоративно-прикладного творчества с учетом национально-региональных компонентов и особенностей, можно поставить цель:
• воспитание уважения к национальной культуре через возрождение народных традиций, обычаев, обрядов на примере декоративного прикладного творчества;
• сохранение и возрождение старых и в свое же время нужных видов народных промыслов декоративно-прикладного творчества
• приобщение детей к старинному искусству своей малой родины
• использование духовного богатства и целенаправленной творческой деятельности детей с глубоким изучением национальной культуры и искусства, традиции, обычаев своего народа
• формирование и воспитание личности на примере народного прикладного творчества,
и поставить следующие задачи:
-ознакомиться с традиционной национальной кухней,
-ознакомиться с историей народного горномарийского костюма в целом,
-изучая основные способы вышивки крестом- изучить старинные мотивы традиционной вышивки нарукавников,
изучая основные способы вышивки салфеток гладью -изготовление солдатского платка из современных подручных декоративных элементов, что приведет к изучению обрядов - проводов в армию в старину и в настоящее время.
Нам интересно знать, как жили наши предки, как они одевались, как развивалась народная культура, традиции, обычаи.
У народа горных мари испокон веков богатая и разнообразная кухня. Несмотря на то, что она не отличается особой сложностью приготовления, все же технология ее и состав изготовляемых блюд, изделий имеют определенную специфику, отличающую ее от национальной кухни других народов.
В результате тесных связей со своими соседями (русскими, татарами, чувашами) в марийской кухне имеется часть блюд, схожих с их национальными блюдами, но обладающими рядом особенностей в технологии и рецептуре, отличаются друг от друга по названию и по приготовлению их, это:
- пироги (кагыль), -каравай (кравец), печёные лепёшки (селмакинды), блины (мелена), слоёные блины (команмелна), суп с клёцками (лашка), ватрушку (тара), вареники с начинкой из мяса или творога (падкагыль);
-прохладительные напитки- квас (сыра), медовуха (пуйыр) и т.д.
Из истории национальной одежды: в далеком прошлом остались элементы верхней одежды, как тулуп, кафтан, из обуви- лапти и т.д., но народный костюм горных мари - яркое и неповторимое явление национальной культуры. Он поражает нас богатством красок, логичностью форм, мудростью решения, мастерством исполнения. На протяжении длительного времени отрабатывался его художественный образ. Ни один элемент костюма не случаен.
Искусство вышивки- одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это - типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений. Традиции марийской народной вышивки полностью не исчезли. Горномарийская группа вышивок имеет свои особенности. Например, рассматривая комплект национального горномарийского костюма, предназначение отделки нарукавников- манжетов (шокш мычаш) в горномарийской одежде – это символ оберега от злых содеяний и ветров (Говорилось: «…Худа мардеж шокш мычаш гыц пырен кеш…»). До сих пор современные вышивальщицы применяют старинную технику вышивания нарукавников – манжетов - крестом, по счету нитей, гладью, так же используют все виды традиционного орнамента: геометрический, растительный, зоомфорный.
При изучении раздела вышивки салфеток гладью на уроках технологии можно узнать о многом старинном и современном обрядовом традиции - проводов в армию.
В наше время проводы солдата- это не очень веселый обряд. Молодой человек, хоть и всего на год, но уезжает из родного дома, расстаётся с семьей, близкими, друзьями, и неизвестно, что его ждёт впереди. Поэтому обычаи проводов не забываются, сохраняются, особенно обрядовые действия, совершаемые при проводах, которые призваны защитить солдата на службе, чтобы он вернулся домой живым и невредимым:
Например, мать повязывает сыну через левое плечо домотканый холст /тыгыргыт/. Холст обязательно должен быть длинным, чтобы концы его свисали ниже колен. Холст повязывали, чтобы солдата ждала ровная и длинная дорога, чтобы он вернулся здоровым домой.
Утром, перед уходом, садятся за стол. На столе обязательно должен быть каравай. Перед тем, как покинуть родительский дом, кто-то из домашних, скорее всего, родители от его имени вбивают в матицу монету со словами: «Ти окса тыньым токет цеверынок сартен кандыжы», (Пусть эта монета благополучно возвратит тебя домой со службы). Родители благословляют сына. На призывника надевают котомку, и кто-то из старших выводит его за руки из дома спиной вперед, лицом к родителям, которые остаются сидеть за столом. Этот обычай идет издревле: так «обманывали» злых духов, рекрут якобы не уходит, а заходит в дом.) Выходя из дома спиной вперед, призывник как бы запоминает дорогу домой. Считается, что тогда он как можно скорее вернется домой. Выходя из дома и со двора спиной вперед, призывник, прощаясь с провожающими, каждого легко касается вышитым платком.
Девушки дарили и дарят призывнику вышитый солдатский платок (тырлымы савыц).
Старинный солдатский платок сшивался из трёх-четырёх больших платков с кистями (шелковых шалей). На одной стороне лентами вышивали цветы, на другой — имя солдата. С обеих сторон за углы пришивали маленькие платочки, количество которых доходило до 14—16, ручки-подвески, чтобы призывнику было удобно держать. Солдатский платок шили из шалей светло-голубого, светло-розового цвета, что символизировало его чистую, добрую душу. Украшали разноцветными лентами, не использовали ленты тёмно-красного, белого цвета. Считалось, что служба солдата будет нелёгкой.
Современный солдатский платок.
С течением времени солдатский платок видоизменился, уменьшился в своих размерах. Он делается из одного небольшого платка, поэтому и называется по-другому – носовик. Если в старину считалось, что использовали цвет лент строго по существу, то в настоящее время используют ленты менее пастельного цвета (нежные, бледные) или цвета хаос (яркие). Красный цвет является цветом защиты от сглаза, зеленый цвет- цвет покрова Земли нашей, голубой цвет- цвет неба над головой, розовый цвет- цвет нежности и любви, желтый цвет считается цветом разлуки.
Таким образом, обращение к народным традициям, изучение декоративно-прикладного искусства, народной культуры и педагогики во все времена, на наш взгляд будет актуальными, т.к. опираясь на вековые традиции мастеров и обогащаясь новым содержание, искусство народных мастеров служит благотворной цели - патриотическому, эстетическому и нравственному воспитанию подрастающих поколений, помогает установить диалог культур. Опыт прошлого и историческая практика настоящего являются неисчерпаемым источником мудрости, помогающим воспитать всесторонне образованного и культурного человека, опирающегося на многовековой жизненный опыт своего народа.
Приобщение учащихся, подготовка молодежи в рамках школы к будущей семейной жизни, формирование культуры быта, как части эстетического воспитания, развития и формирования умений и навыков- есть обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием. Это и есть обучение к труду, аккуратности, чувству любви к народным традициям и истории культуры, формирование всесторонне развитой личности в целом в новых социально-экономических условиях.
Библиографический список
1. Крюкова Г.А. Материальная культура марийцев XIX в.. Й-Ола:1956.125с.
2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях народной культуры. М.: 2005.77с.
3. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари. М.: 2005.133с.