НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Некрасова Г.Г. Управление познавательной деятельностью студентов, как условие обеспечения эффективности обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


управление познавательной деятельностью студентов, как условие обеспечения эффективности обучения.
Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности. Реализация этих условий зависит от умения педагога управлять познавательной деятельностью учащихся.
Педагог как менеджер образовательного процесса должен управлять одновременно несколькими взаимосвязанными процессами: целеполаганием учащихся; мотивацией их деятельности; формированием умений; созданием обработанных связей «преподаватель» - «студент»; созданием проблемных ситуаций; комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
При этом очевидно, что все эти процессы должны находиться в поле зрения педагога, под его управленческим воздействием. Условия эффективности управленческого воздействия в образовательной деятельности состоят: в применении активных методов организации учебной деятельности студентов; в привлечении внимания студентов к целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и ее результатам, формировании на этой основе интереса к обучению; в демонстрации студентам практической ценности сообщаемых им знаний, связи этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами учащихся; в осуществлении межпредметных связей и т.д.
Первичные управленческие знания, умения и навыки, необходимые педагогу для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах, а повышение уровня его профессионального мастерства неразрывно связано с его управленческой компетентностью. Рассмотрим, как можно организовать управление познавательной деятельностью студентов на примере одного из занятий по математике – подготовке к контрольной работе.
Достижение обязательных результатов обучения всеми студентами является одной из важнейших задач обучения на современном этапе. Естественно, что их уровень проверяется преподавателем посредством контрольных работ различного вида. При этом цель преподавателя очевидна - получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках темы, выносимой на контроль. При этом цель данного вида занятия для студента далеко не так очевидна, и, прежде всего, самому обучающемуся. Если перед ним нет позитивной, осознаваемой им цели, то вряд ли правомерно говорить о возможности получения положительного результата его деятельности.
А если к отсутствию цели и мотивации деятельности учащегося во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной форме испытывают большинство студентов, то можно предположить, что полученный результат контроля будет много ниже возможного результата у той же группы студентов. И здесь встает вопрос управления этой ситуацией - чтобы неприятная, но необходимая процедура контроля проходила для учащихся и наиболее комфортных условиях.
Продумывая педагогические условия реализации этой модели занятия, можно предложить учащимся дома составит две таблицы: «Теоретические знания» и «Практические умения» по форме, указанной ниже (см. таблицы 1 и 2). Для примера возьмем тему «Производная».
Таблица 1.

Теоретические знания

Содержание

вопроса

Характер

вопроса

Где можно найти ответ на вопрос?

Как подготовится к его контролю

1

Механически смысл производной

Репродуктивный

Учебное пособие. Раздел 4. Тема 4.1, конспект лекций

Выучить материал

2

Геометрический смысл производной

Репродуктивный

Учебное пособие. Раздел 4. Тема 4.2, конспект лекций

Повторить формулу уравнения касательной

3

Таблица производных

Репродуктивный

Рабочая тетрадь

Приложение 1

Знать таблицу производных элементарных функций

4

Правила

дифференцирования

Репродуктивный

Учебное пособие Раздел 4. Тема 4.3 конспект лекции

Выучить материал

5

Применение производной в экономике

Репродуктивный

Конспект лекции

Знать формулу предельной себестоимости продукции

Таблица 2

Практические умения

Содержание

вопроса

Характер

вопроса

Где можно, найти ответ на вопрос?

Как подготовится к его контролю

1

Уметь решать текстовые задачи физического содержания на применение производных

Продуктивный

Образцы в тетради УП. Раздел 4

Уметь находить мгновенную скорость и ускорение материальной точки

2

Уметь составлять уравнение касательной к графику заданной функции

Продуктивный

Учебное пособие. Примеры. Образцы в конспекте лекций

Разобрать примеры. Уметь решать подобные по алгоритму

3

Уметь вычислять предельную себестоимость и эластичность спроса

Продуктивный

Формулы и примеры в конспекте лекции

Уметь решать задачи по формулам с заданными начальными условиями

4

Уметь применять правила и формулы дифференцирования функций

Продуктивный

Образцы решений в тетради

Уметь решать стандартные задачи по образцу

Вся процедура подготовки к контрольной работе в таком случае будет включать несколько этапов.
На первом этапе — актуализации деятельности учащихся, им сообщается, что настоящее занятие будет посвящено подготовке к контрольной работе по теме «Производная», и предлагается сформировать, исходя из темы, возможные цели их деятельности.
Студенты предлагают различные версии: а) подготовиться к контрольной работе; б) повторить пройденное; в) разобрать наиболее трудные вопросы темы и другие. Прежде чем окончательно утвердить цель своей деятельности, учащиеся должны подумать, как она связана с результатом деятельности. Для этого им необходимо ответить на вопрос, что бы они хотели знать перед тем, как приступить к контрольной работе. Учащиеся говорят, что если их цель - подготовиться к контролю знаний, то нужно выяснить: а) содержание и уровень сложности вопросов, которые будут предложены для контроля; б) формы контроля; в) способы и методы выполнения заданий, выносимых на контроль; г) способы и приемы подготовки к контрольной работе.
Естественно, что к целеполаганию студенты привыкнут не сразу. В ходе постоянного применения данной методики, этот первый и важный для дальнейшей деятельности шаг затруднений не вызывает. Кроме того, на данном этапе занятия закладывается основа мотивации дальнейшей деятельности учащихся по подготовке к контролю знаний.
На втором этапе занятия идет работа с таблицей «Теоретические знания». Студентам предлагается следующий порядок работы:
1)               прочитать вопрос из своей таблицы;
2)               объяснить, почему он был выбран в качестве контрольного;
3)               определить характер вопроса (репродуктивный или продуктивный);
4)               сообщить, где можно найти ответ на этот вопрос;
5)               высказать свои предложения, как подготовиться к его контролю (например, выучить наизусть, уметь обосновать, уметь привести пример, уметь решить и т.д.);
6)               если в своей таблице такой вопрос есть, то отметить его, если нет — записать.
Аналогичная работа проводится и с таблицей студента в тетради будет полный перечень выносимых на контроль вопросов и заданий, а также набор приемов и способов их выполнения. Завершая эту работу, студентам предлагается сравнить полученную общими усилиями таблицу с таблицами, которую подготовил преподаватель. Если в его таблице есть вопросы, отличные от вопросов учащихся, то их нужно разобрать по той же схеме. При этом обосновывать значимость вопроса должны студенты.
Работа с практическими заданиями - третий этап занятия. При работе с таблицей «Практические умения» учащиеся построят структуру практических заданий, по которым, по их мнению, можно проверить умение применять теоретические знания при решении конкретных задач. Преподавателю нетрудно предвидеть набор этих заданий. Например, студенты выполняют следующее задание: «Определить средние и предельные издержки производства от данного объема выпускаемой продукции при заданной функциональной зависимости между себестоимостью и объемом. Сделать вывод».
По ходу выполнения задания целесообразно рассмотреть вопросы, которые могут возникнуть у студентов или которые имеем смысл обсудить в целях более качественной подготовки к предстоящему контролю.
В приведенном примере это могут быть следующие вопросы:
1.      Назовите варианты, при которых вы не сможете выполнить это задание. (Ответы: забыли термины, о которых говориться в задаче; не повторили задачи, связанные с данным заданием; не сможем обосновать полученный результат и сделать вывод с экономической точки зрения).
2.      Мы готовимся к работе по математике, а ее успешное выполнение зависит, например, в разобранных задачах, от знания по основам экономической теории, физики. Нет ли здесь нарушения прав учащихся? Варианты ответов: «Думаю, нарушения нет. Мы учимся в учреждении, где готовят специалистов по различным отраслям, и нам необходимы знания, так или иначе, относящиеся к выбранной специальности». «Мы должны уметь применять полученные знания при изучении других дисциплин». «Эти задачи интересны с практической точки зрения, так как позволяют понять, где применяется данная тема, то есть носят прикладной характер».
Заканчивая занятие по подготовке к контрольной работе, преподаватель просит студентов оценить, достигнута ли поставленная цель, остались ли у них невыясненными какие-либо вопросы.
Оценивая эту модель с позиции тех простейших управленческих знаний, которые были приведены выше, можно заменить, их сочетание с дидактическими требованиями к современному уроку, активизацию познавательной деятельности студентов, стимулирование их мышления, учет мнений учащихся в различных ролевых ситуациях, доброжелательность и комфорт участников, что, несомненно, способствует обеспечению эффективности учебной деятельности.

Библиографический список

1.       Бурлакова, И.И. Оценка качества образования учащимися / И.И. Бурлакова, Г.В. Чугарова // Стандарты и мониторинг в образовании -2016 – № 5 – С. 13-18.
2.       Рыжаков, М.В. Концепция функциональной грамотности школьников (предметная область «Математика и информатика») / М.В. Рыжаков, Е.А. Седова // Стандарты и мониторинг в образовании -2016 – № 5 – С. 31-48.
3.       Хайсанова, А.И. Самостоятельная работа студентов – одна из важнейших форм в обучении математике / А.И. Хайсанова, Т.В. Малагина // Среднее профессиональное образование – 2016 - № 1 – С. 16-19.




2017