НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филиппова Н. П., Крджонян Р. Х. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобра- зительным искусством в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосново

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf

Цель: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить из воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности.
Задачи:
1.       Активизировать эстетическое восприятие посредством любования красотой природы.
2.       Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными ( дремучий, темный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки и т. д.).
Методы и приемы: наглядные, словесные.
Оборудование и инвентарь: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, макеты деревьев, запись музыки П.Чайковского «Июнь», книга «И.И.Шишкина».
Ход совместной образовательной деятельности:
Организационный момент. Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», экскурсия в лес.
Воспитатель рассказывает детям:
-Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Картины, которые они рисуют, называются пейзажами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин.

Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем–то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется вдали. В народе его называли лесной богатырь.
-Есть у Шишкина картина, которую знают все – и большие, и маленькие. Она называется «Утро в сосновом бору». Посмотрите внимательно: какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. Посмотрите, какие они высокие и могучие.

Воспитатель читает стихотворение:
Сосны до неба хотят подрасти.
Ветвями небо хотят подмести,
Чтоб в течении года
Ясной стояла погода.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
- Какая крона у сосны? ( Редкая, лапчатая, ажурная).
- Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? ( Зеленый).
Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес и почему? ( Нет, его оттенки, чтобы изображать старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу и т. д.).
-Как вы думаете, какое время дня изображено на картине, почему? ( Утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса).
-Кого вы видите в центре картины? ( Медведицу с медвежатами).
Дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что делают медвежата.
Затем воспитатель спрашивает ребят:
-Как вы думаете, какое название подходит к этой картине? Правильно: «Утро в сосновом бору».
-Как можно назвать художника, который пишет пейзажи? ( Художник-пейзажист).
(Проводится физ.минутка).
Сильный ветер сосны кружит.
Словно самый тонкий прутик,
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
(Вращение корпусом вправо и влево).
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
(Прыжки на месте).
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд.
(Ходьба на месте).
Ну, а нам пора садится
Заниматься, не лениться.
(Дети садятся).
Затем воспитатель предлагает детям послушать музыку П.Чайковского «Июнь» и ответить на вопрос:
-Что вы чувствуете, слушая эту музыку? ( Пение птиц, запах лесных цветов и т. д.).
-Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину, послушав музыку, прочитав стихотворение. Стихотворение, которое вам прочту, подходит к картине И.И.Шишкина:
Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок-луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит, прохладой полный.
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета.
-мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? Верно, ребята. Кистью и красками.
-Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё?
Дети отвечают, что, когда смотришь на эту картину, так и хочется попасть в сосновый бор и вдохнуть запах хвои, ступить босой на мягкий влажный мох.
Воспитатель показывает детям книгу « И.И.Шишкина» и говорит, в свободное от образовательной деятельности время мы будем с вами её рассматривать.
2021