Филиппова Н. П., Крджонян Р. Х. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобра- зительным искусством в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосново
Цель: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить из воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Задачи: 1. Активизировать эстетическое восприятие посредством любования красотой природы. 2. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными ( дремучий, темный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки и т. д.). Методы и приемы: наглядные, словесные. Оборудование и инвентарь: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, макеты деревьев, запись музыки П.Чайковского «Июнь», книга «И.И.Шишкина». Ход совместной образовательной деятельности: Организационный момент. Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», экскурсия в лес. Воспитатель рассказывает детям: -Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Картины, которые они рисуют, называются пейзажами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин.
Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем–то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется вдали. В народе его называли лесной богатырь. -Есть у Шишкина картина, которую знают все – и большие, и маленькие. Она называется «Утро в сосновом бору». Посмотрите внимательно: какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. Посмотрите, какие они высокие и могучие.
Воспитатель читает стихотворение: Сосны до неба хотят подрасти. Ветвями небо хотят подмести, Чтоб в течении года Ясной стояла погода. Дети отвечают на вопросы воспитателя: - Какая крона у сосны? ( Редкая, лапчатая, ажурная). - Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? ( Зеленый). Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес и почему? ( Нет, его оттенки, чтобы изображать старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу и т. д.). -Как вы думаете, какое время дня изображено на картине, почему? ( Утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса). -Кого вы видите в центре картины? ( Медведицу с медвежатами). Дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что делают медвежата. Затем воспитатель спрашивает ребят: -Как вы думаете, какое название подходит к этой картине? Правильно: «Утро в сосновом бору». -Как можно назвать художника, который пишет пейзажи? ( Художник-пейзажист). (Проводится физ.минутка). Сильный ветер сосны кружит. Словно самый тонкий прутик, Ёлки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево). Вот по веткам белка мчится. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. (Прыжки на месте). А куда медведь идёт? Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте). Ну, а нам пора садится Заниматься, не лениться. (Дети садятся). Затем воспитатель предлагает детям послушать музыку П.Чайковского «Июнь» и ответить на вопрос: -Что вы чувствуете, слушая эту музыку? ( Пение птиц, запах лесных цветов и т. д.). -Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину, послушав музыку, прочитав стихотворение. Стихотворение, которое вам прочту, подходит к картине И.И.Шишкина: Сосны чуть пониже туч, По стволам смола стекает, И с утра на них играет Золотой зайчонок-луч. Словно в синем море волны, Лес шумит, прохладой полный. В зелень яркую одетый, Он хорош в разгаре лета. -мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? Верно, ребята. Кистью и красками. -Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё? Дети отвечают, что, когда смотришь на эту картину, так и хочется попасть в сосновый бор и вдохнуть запах хвои, ступить босой на мягкий влажный мох. Воспитатель показывает детям книгу « И.И.Шишкина» и говорит, в свободное от образовательной деятельности время мы будем с вами её рассматривать.