Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Лаук С. Н. Аспекты синдрома профессионального выгорания педагога

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни каждого человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и негативный и даже разрушительный характер по отношению к физическому и психологическому здоровью.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Синдром эмоционального (профессионального) выгорания (СЭВ) (анг. Burnout) - понятие, введенное в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году - это проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение, которое может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
Также профессиональное выгорание рассматривают как составляющую профессиональной деформации психологическую защиту. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова трактуют синдром профессионального выгорания как неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, включающую в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Одним из негативных последствий профессиональной деятельности является формирование синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность этой деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье. Выгоранию подвержены все специалисты коммуникативных профессий: учителя, врачи, психологи, социальные работники и т.д. наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория педагогов.
В XXI веке, во времена возрастающих требований к личности педагога и его профессионализму, синдрому профессионального выгорания в образовательных учреждениях уделяется все больше внимания. СЭВ чаще всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше). У таких работников заметно снижается интерес к работе, проявляет профессиональная усталость, нежелание развиваться и принимать что-то новое, нарастает негативное отношение ко всем субъектам образовательного процесса.
По многочисленным исследованиям как зарубежных, так и российских ученых известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других представителей профессии типа "человек-человек". А по данным НИИ медицины труда, к таким психическим расстройствам как неврозы, связанные с профессиональной деятельностью, склонны чуть менее 60% педагогов.
К основным факторам, обуславливающим их выгорание, относят ежедневную психологическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальном вознаграждением, конфликтные ситуации между субъектами образовательного процесса. Кроме того, большинство педагогов –женщины, поэтому к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
В психологии есть понятие - "повседневный психический потенциал человека". И не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека с состояния стресса и напряжения, превышающего этот потенциал. В состоянии стресса наиболее опасным для
человека является состояние незащищенности, неизвестности и беспомощности, так характерное для современного педагогического работника.
Суть большинства определений сводится к переносу человеком стереотипных форм профессионального поведения в повседневную социальную жизнь. Для объяснения феномена выгорания существует три основных подхода: индивидуальный, межличностный, организационный. Каждый из подходов затрагивает процесс его возникновения на отдельном уровне, существующем относительно самостоятельно и независимо от других. Это приводит к гиперболизации влияния на возникновение выгорания тех или иных факторов, в частности на преувеличение роли либо личностных факторов, либо факторов рабочей среды.
Цель данной статьи – обсуждение индивидуальных, личностных проблем, приводящих к профессиональному выгоранию, попытка обсудить необходимость и возможности психологической помощи в контексте профессиональной деятельности.
Проявления профессионального выгорания разнообразны. Условно можно выделить когнитивные, эмоциональные, поведенческие изменения и ухудшение физического здоровья.
Когнитивные изменения заключаются, прежде всего, в упорных мыслях о том, чтобы оставить работу. Мышление становится не гибким, ригидным, что проявляется в сопротивлении специалиста изменениям, всему новому, прогрессивному. Выявляется неспособность концентрировать внимание на профессиональной деятельности. Усиливается недоверчивость, проявляющаяся в порицающем, негуманном отношении к детям, родителям и коллегам. Появляется менталитет жертвы, озабоченной с собственными потребностями и личным выживанием.
Эмоциональные изменения проявляются у специалиста в повышенной раздражительности по незначительным, мелким поводам, возникающей и на работе и дома, нарастает чувство неосознанного беспокойства и тревожности. Педагог постоянно переживает негативные эмоции. Для которых во внешней ситуации причин нет. Это, прежде всего, постоянно чувство вины перед учениками, коллегами и, конечно, перед близкими. В то же время человек испытывает чувство обиды и горечи, ощущение, будто к нему придираются, становится подозрительным. Все это сопровождается вспышками немотивированного гнева и отказом от общения, «уходом в себя». Постепенно эмоциональным фоном становится безразличие, пассивность и сниженный тонус, чувство податливости, что формирует общую негативную установку на жизненные и профессиональные перспективы.
Изменения в поведении «выгорающего» специалиста проявляются таким образом, что человек работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше, утрачиваются творческие подходы к решению профессиональных задач, постепенно у педагога появляется или усиливается сопротивление выходу на работу. Вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, при этом дома он ее не делает. Отметается утрата способности удовлетворять свои потребности в развлечениях и отдыхе, игнорируются проблемы с собственным здоровьем. Частым физиологическим признаком синдрома выгорания является общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии). Нарастает утомляемость, усталость и истощение отмечается на протяжении всего дня, затем формируется чувство постоянной усталости, сопровождающееся ощущением полного эмоционального и физического истощения. Одним из самых частых и стойких проявлений являются разнообразные нарушения сна. Повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, и даже незначительные беспричинные головные боли, регулярные расстройства ЖКТ, резкая потеря или резкое увеличение веса.
Таким образом, стержневым симптомами профессионального выгорания являются эмоциональное и физическое истощение.
Первичным механизмом, ведущим к выгоранию, является убывание энергии при потере ресурсов, которое происходит, когда личность расходует больше, чем получает, когда она не восполняет потраченные ресурсы. Модель взаимодействия ресурсов преодоления и факторов выгорания содержит три внутренних уровня: физиологический, психологический, социально-психологический и три внешних: профессиональную деятельность, семейную жизнь и «свободное время».
Преодоление, а также профилактика профессионального выгорания начинается с распознания и понимания сути проблемы. Первый шаг в процессе контроля над собственным выгоранием - взять на себя ответственность за свое переживание стресса и потом обязать себя изменяться. Если стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы и возможности, то либо необходимо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы и возможности. Специалистам необходимо гарантированно удовлетворять личные потребности, иначе они не смогут удовлетворить душевные, психологические потребности своих учеников и коллег. Однако нет общепринятой точки зрения, как сохранить баланс удовлетворения личных потребностей и при этом исполнять профессиональные задачи в полном объеме, и к каким мерам прибегать, когда этот баланс нарушен.
Не существует простых и уникальных решений в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Важно принять вызов и постепенно осознавая его наличие приспособить методы управления стрессом в конкретной ситуации. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, педагог начинает обретать контроль над собой, и при этом переходит из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Если человек проявляет инициативу в разработке своей собственной стратегии в отношении выгорания, может так случиться, что никто другой этого не сделает и ничего не изменится. Каждый специалист может начать с того, чтобы убедить себя, что есть путь, при котором работа вновь может и должна доставлять удовольствие и возрождать его, развивать его личные ресурсы, чтобы поддержать во время работы. Общепринятой является точка зрения, что люди, увлеченные и преданные профессии, являются наиболее уязвимыми, и поэтому некоторые из наиболее успешно и плодотворно работающих имеют самый высокий риск выгорания. У таких специалистов есть тенденция к идеалистическим, а не реалистическим ожиданиям, они поглощены своей работой, им трудно переключиться на другую деятельность. Они могут быть зависимыми и испытывать сильную потребность чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценными и принятыми.
Нельзя не согласиться с тем, что люди могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку. Люди, пораженные выгоранием, истощены, поэтому как можно раньше нужно выделить время и пространство для восстановления энергии и составить план ответных мероприятий. Если педагог испытывает дискомфорт, ему не нужно притворятся благополучным, следует обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, а возможно и к психиатру), а не назначать себе самостоятельно лекарственные препараты. Но существует проблема в том, что в обществе даже у образованных людей существуют опасения, предубеждения о возможности и целесообразности получения помощи у специалиста с приставкой «пси», многие говорят: «Я не сумасшедший, чтобы посещать психиатра». Психологическая помощь в виде консультирования или психотерапии практически всегда позволяет добиться позитивных результатов в решении этих проблем.
Существует важная параллель между чувствами привязанности, любви в семейной жизни и успешности в профессиональной деятельности, что способствует развитию уверенности в себе, доверия, компетентности и эмоциональной безопасности. У многих специалистов нет никого, кроме второй половины с кем можно было бы обсудить и личные и профессиональные проблемы. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности и роли и получать от этого удовольствие. Образ педагога-родителя, который не способен отключаться от работы и недоступен для своих детей, остается трагическим стереотипом.
Известно, что меньше подвержены выгоранию те, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы имеет хобби или какое-то увлечение, позволяющее почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перезагрузка в семье, недостатке либо нерациональной трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.
Психологическая помощь (индивидуальная и групповая) обучает приемам подобным «методу декомпрессии», помогающему возвратиться к другой части жизни и устранить негативные эффекты, сохраняя соответствующие границы между работой и домом.
К специфике профессиональной деятельности педагогов относится регулярное возникновение напряженных ситуаций: нарушение дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями по поводу учебы детей и их поведения, а значит, необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, а иногда и отчаяния.
К профессиональной специфике также относится высокий уровень конфликтов внутри коллектива, вплоть до психологического насилия (давление, критика, сплетни, изоляция, угрозы). Все эти факторы повышают внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Эффективную помощь в решении внутригрупповых проблем и психотравмирующих ситуаций оказывают психологические тренинги. В программах таких тренингов входят техники контроля собственного времени, выработки веры в собственные силы, подробную практическую информацию о стрессе, техники релаксации, навыки и принципы проведения рефлексии после критического события и многое другое. Кроме того, тренинги развивают и поддерживают творческие и практические интересы.
Выгорание «заразно», и подверженные стрессу руководители служат негативной моделью для своих подчиненных. Стили руководства, которые включают в себя обратную связь только негативного характера, имеют связь с высокой степень выгорания в отличие от стиля, который предлагает позитивную обратную связь и поддерживает самоуправление. Поэтому совершенно необходимо участие в тренинговой работе руководителей образовательных учреждений, целесообразно проведение для них специальных тренингов.
Необходимо отметить, что посещение лекций и семинаров, а также чтение и беседы о выгорании не заменят каких-либо практических действий и внутренней работы человека в этом направлении. Каждому необходимо стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса и научиться устанавливать или переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Это может быть долгий, сложный процесс восстановления. Последствия пренебрежения профессиональным здоровьем могут приводить к существенным, а иногда и трагичным последствиям.

Список литературы

1.       Абабков, В. А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. – СПб., 2004. – 22 с.
2.       Акулинина, Ю. Н. Профилактика профессионального "выгорания" специалистов социальной сферы / Ю. Н. Акулинина // Социальная педагогика. – 2013. – № 5. – С. 94–102
3.       Бабич, О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич, Т. А. Терехова // Сибирский психологический журнал. – 2009. – N 31. – С. 48–52. – Библиогр.: с. 52.
4.       Бойко В.В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении. -СПб., 1999. -30с.
5.       Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: пособие для врачей и психологов. -СПб., 1997. -52с.
6.       Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд.-СПб.: Питер, 2008. -336с.
7.       Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Куль- 12 турно - историческая психология. – 2010. – N 1. – С. 27–39. – Библиогр.: с. 36-37
8.       Суховершин, А. В. Избыточная профессиональная идентификация как один из факторов эмоционального выгорания (к постановке проблемы) / А. В. Суховершин // сибирский психологический журнал. – 2012. – № 43. – С. 6–9.
2020