Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бобровникова С. А. Разработка урока немецкого языка в 6 классе с использованием культурно-маркированных диалектальных единиц

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Актуальность данной темы обусловлена тесной взаимосвязью преподавания иностранных языков в школе и межкультурной коммуникации в целом. Каждый урок иностранного языка, проводимый в средних общеобразовательных учреждениях, является своеобразным перекрестком культур, практикой межкультурной коммуникации. Это исходит из того, что каждое иностранное слово несет в себе информацию о картине мира и культуре страны изучаемого языка. Можно сказать, что за каждой иностранной лексической единицей языка стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.
Предлагаемый урок может рассматриваться как часть тематического раздела «Das schmekct gut» при обучении немецкому языку в 6 классе.
Класс: 6
УМК: Немецкий язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н50 [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Михалак]. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2015. – 96 с.: ил. – (Горизонты). – ISBN 978-5-09036461-4.
Тип урока: комбинированный урок формирования УУД с использованием технологий развития критического мышления
Цель: научить учащихся вести диалог в ситуации «В кафе», «В ресторане».
Задачи:
Воспитательные задачи:   воспитывать культуру общения учащихся друг с другом на иностранном языке.
Развивающие задачи:  развитие памяти и внимания,   научить отбирать необходимый лексический материал.
Образовательные задачи:  расширить лингвистический кругозор.
Планируемы результаты:
Личностные:
- уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- научиться определять общие для всех правила поведения;
- уметь определять правила работы в группах
Регулятивные:
- научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать свое предположение на основе учебного материала
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- научиться находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные:
- научиться слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Ход урока:
Организационный этап учебного занятия
Цель: настроить учащихся на общение на немецком языке
Учитель: Guten Tag, Kinder! Setzt euch. Der wievielte ist heute? Welcher Wochentag ist heute? Wer fehlt heute?
В процессе данного этапа учащиеся должны включиться в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче.
Учащиеся: Guten Tag! Heute ist der 12. Oktober. Heute ist Mittwoch. Alle sind da.
Учитель: Also, gehen wir weiter. Heute erfahren wir die neue Lexik zum Thema „Das schmeckt gut“
Фонетическая зарядка
Цель: введение учащихся в иноязычную сферу.
Учитель: Und jetzt ist Mundgymnastik. Zuerst lese ich das Sprichwort zweimal.
Учащимся предлагается прочитать 2 поговорки на предложенную тему.
«Der Appetit kommt beim Essen», «Hunger ist der beste Koch»
Учащиеся повторяют пословицу за учителем, а затем сами ее читают.
Этап целеполагания
Постановка познавательной задачи. На этапе целеполагания происходит процесс активизация ранее изученной лексики, мотивирование учащихся на дальнейшую работу по теме. Учащиеся формулируют задачи урока.
Проверка домашнего задания:
Цель: проверить уровень усвоения учащимися ранее изученного материала по теме «Das schmeckt gut»
Проверка правильного и чёткого прочтения текста, перевода, знания спряжения глаголов mögen, essen. (На основе УМК Горизонты 6 класс, лексика и грамматика, сборник упражнений. Стр 14. Упр.6)
Для проверки выполнения домашнего задания используется фронтальный вид работы.
Учитель: Jetzt kontrollieren wir die Hausaufgabe. Ваша задача прочитать исправленный вариант текста и перевести.
Ученик: читает текст, переводит используя освоенную лексику
Введение нового материла
Цель: ознакомить учащихся с понятием «диалект», и его разновидностями
Учитель: Немецкий язык, как и любой другой существующий язык, находится в постоянном развитии и подвержен различным изменениям в ходе исторического становления языка. Основными формами существования немецкого языка являются:
·          Литературный немецкий;
·          Разговорный немецкий;
·          Диалекты.
Диалекты представляют собой территориально замкнутую, форму существования языка, которой характерно скудное стилистическое разнообразие. Употребляются в основном в бытовой сфере общения.
Диалектная форма существования немецкого языка зародилась задолго до формирования единой национальной литературной нормы.
Говоря о современном состоянии диалектов, стоит отметить, что в начале двадцатого века насчитывалось более полусотни различных немецких диалектов. Однако с течением времени, под влиянием многих факторов (социальных, экономический, политических и др.) диалекты стали видоизменяться, а некоторые и вовсе исчезли. Изменился так же и статус диалектов среди носителей немецкого языка. Некоторые лингвисты отметили их возросший «престиж». Со временем носители начали употреблять в своей речи диалектные слова с целью придания своей речи более эмоциональную окраску.
При рассмотрении диалектов, учеными было замечено, что каждая диалектальная единица несет в себе определенный культурный компонент в значении слова.
Предлагаю вам рассмотреть несколько диалектальных единиц, которые подходят к нашей теме.
Weißwurst представляет собой белую сарделька из телячьего мяса, которая обычно подается с различными приправами. Данное блюдо является типичным блюдом традиционной кухни многих регионов Германии. Weißwurst подаваемая в Мюнхене, является визитной карточкой Баварии. В отличие от других регионов страны, в Мюнхене данное блюдо подают со сладкой горчицей.
Говоря об отражении культурологического аспекта, стоит упомянуть словосочетание, включающее в себя данную диалектальную лексему: «Weißwurst ohne Senf». Данное выражение означает полный абсурд, и употребляется баварцами уже в течении длительного времени.
Bretzel. Современное название данного хлебобулочного изделия происходит от старонемецкого "Brezitella" С изобретением бретцеля связано множество легенд. Одна их них гласит о том, что он впервые был создан провинившемся пекарем. Во избежание казни король приказал ему испечь булку, через которое трижды можно увидеть солнце.
Согласно другой легенде, бретцель символизирует собой святую троицу. Это вполне объясняет тот факт, что по сей день он является главным съедобным украшением в Германии во время христианских праздников.
Учащиеся: слушают материал и отвечают на вопросы учителя.
Учитель (контрольные вопросы):
- Что такое диалект?
- Как происходило становление диалектов?
- Какую роль играет диалект в наши дни?
Закрепление пройденного материала
Цель – обобщить и закрепить полученные знания.
Для закрепления полученных учащимися знаний предлагается решить несколько заданий.
Задание 1
Учитель: - LB s.18 U 7(а). Hören wir den Dialog. Ist der Verkäufer freundlich oder unfreundlich?
Учащиеся
Учащиеся прослушивают диалог, и отвечают на вопросы учителя одним из предложенных вариантов ответа.
1)       freundlich 2) unfreundlich
Задание 2
Учитель:
Для выполнения следующего задания вам предлагается объединиться в пары для инсценировки встречи в кафе, где вам будет предложено меню на немецком языке, содержащее диалектальные единицы. Ваша задача понять, какие блюда предложены в меню. (Рисунок 1)
Учитель: Spielen wir den Dialog. Arbeiten wir zu zweit.
Учащиеся: Учащиеся слушают объяснение задания и выполняют его. Cоставляют диалоги и разыгрывают их в парах.
Пример диалога:
- Hast du schon gewählt?
- Ich möchte gerne Bratwurst mit Semmel.
- Was wünschen Sie?
- Ich nehme Rollbraten mit Soße.
Этап рефлексии учебной деятельности
Цель - подведение итогов проведенного урока, установление соответствия полученного результата поставленной цели. Осуществить констатирующий прогнозирующий контроль результату и способу действия.
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Где вам может быть полезна полученная информация?
- Что вам далось с трудом?
- Как вы оцениваете свою работу в паре во время урока?
Итоговый этап учебного занятия
Цель: обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания.
Учитель: - Die Hausaufgabe ist: AB S.21 Üb. 5. Составить диалог (на основе отработанного упражнения).
Ich glaube, dass Sie gut gearbeitet haben. Sie waren aktiv, fleißig, gutmütig. Eure Noten sind… Danke für Eure Arbeit- Die Stunde ist schon zu Ende. Ihr seid frei. Auf Wiedersehen!
Содержание в УМК диалектальной лексики еще раз доказывает актуальность данной тематики. Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждениях должно идти бок о бок со знакомством культуры носителей изучаемого языка. ведь за каждой иностранной лексической единицей языка стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.
2022