Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
Активное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет использовать контрольно-обучающие системы в образовательном процессе, в том числе при оценивании достижений обучающихся по конкретной дисциплине. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) по литературе (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года № 413) [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования] особое внимание уделено необходимости формирования у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей. Выполнению этой непростой задачи способствует применение балльно-рейтинговой системы на уроках литературы, целью которой является стимулирование мотивации студентов к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания; формирование и развитие у обучающихся потребности в изучении художественной литературы.
«Рейтинг – это средство оценивания, «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения» [1, с. 2]. За выполнение различных по сложности заданий студенты получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной преподавателем. Сумма баллов становится основой для выставления итоговой оценки.
Этапы применения балльно-рейтинговой системы оценивания:
1) Подготовительно-мотивационный: преподаватель стремится заинтересовать обучающихся новой системой оценки знаний, знакомит с особенностями работы педагога и студентов в рамках данной системы.
2) Организационный этап – организация процесса обучения с учетом применения балльно-рейтинговой системы.
3) Итоговый этап. Здесь подсчитываются результаты работы за семестр или учебный год.
«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе» [2, с. 126]. Применение ИКТ в балльно-рейтинговой технологии помогает студентам осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации.
Уже на первом этапе при знакомстве обучающихся с данной системой преподаватель называет собственный сайт (khagieva.jimdo.com), на котором размещены рейтинговые таблицы по дисциплине «Литература» за первый и второй семестры (студенты должны их распечатать и вклеить в рабочие тетради), которые содержат название темы, тексты для изучения и виды оцениваемых работ. Например, при изучении темы «Характеристика жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова» (2 часа) текстами для обязательного изучения являются поэтические тексты, а предлагаемые виды работ: 1) Опорная схема по биографии – 2б+до 5 б.; 2) работа на уроке – до 5 б.; 3) наизусть стихотворение – до 5 б.; 4) заочная экскурсия в один из музеев М.Ю. Лермонтова – до 5 б. Баллы: «5» - 13-15 б.; «4» - 9-12 б.; «3» - 8-11 б.
На этом же сайте в разделе «Методические и учебные пособия» студенты могут найти «Учебное пособие», в котором представлены рейтинговые таблицы по дисциплине, требования к содержанию всех видов работ и критерии их оценивания. Например, требования к опорной схеме по биографии: 1. Выполняется в тетради (от руки). 2. Отражается следующая информация: а) в центре листа ФИО писателя, поэта; в скобках – даты рождения и смерти, б) детство (где и когда родился, семья, родители), в) образование (какое образовательное учреждение закончил, когда), в) творчество (1-й литературный опыт, этапы творчества, произведения, соответствующие им), г) темы творчества (с примерами произведений), д) дополнительная информация (по выбору студента – псевдонимы, личная жизнь, путешествия и др.). 3. Должна быть написана разборчивым почерком. 4. Допускается использование картинок, иллюстраций или подписей к картинкам.
Критерии оценивания: «5» баллов – полное соответствие всем требованиям, отсутствие фактических ошибок; «4» балла – отсутствие одного-двух пунктов опорной схемы, наличие небольших фактических ошибок и т.д. Форма сдачи: выступление на уроке, сдача тетради при подведении промежуточного рейтинга. Здесь же обучающиеся видят образец опорной схемы по жизни и творчеству писателя или поэта.
Подобным образом оформлены требования ко всем видам работы студентов как в письменной, так в устной форме на учебном занятии и вне его. Опорная схема по жизни и творчеству писателя или поэта является обязательной при изучении каждой темы, остальные виды заданий могут варьироваться, это: сообщения на определенную тему, оформление заочной экскурсии в один из музеев того или иного мастера слова, заполнение таблицы персонажей по произведению, сравнительная характеристика отдельных героев художественного текста, чтение наизусть стихотворений, написание аннотаций, сочинений и т.д.
Очень важно, чтобы информация, отраженная в опорной схеме, была максимально достоверна, поэтому обучающиеся используют ссылки на электронные учебники по литературе, указанные на странице сайта «Работа с электронными ресурсами» (данные учебники представлены в рабочей программе дисциплины «Литература» ГАПОУ УТЭК в качестве основной литературы).
При анализе текстов в ходе учебных занятий и вне их студенты должны знать необходимые литературоведческие термины и находить их в тексте произведений. Теоретический материал обучающиеся могут найти на странице «Таблицы и схемы по литературе». Следующая страница – «Задания по литературе» – содержит задания к учебным занятиям по конкретным литературным произведениям. Художественные и поэтические тексты представлены в электронной библиотеке сайта (страница «Работа с электронными ресурсами»).
Для прогнозирования собственной оценки по учебной дисциплине студенты обращаются к итоговой таблице достижений, расположенной в учебном пособии.
Дополнительные баллы к рейтингу обучающиеся могут получить, приняв участие в том или ином конкурсе или олимпиаде. На одноименной странице сайта представлена информация об актуальных творческих и исследовательских конкурсах по предметам филологического цикла.
Итак, опыт работы свидетельствует о том, что применение ИКТ в балльно-рейтинговой системе оценивания достижений обучающихся достаточно эффективно.
Благодаря использованию балльно-рейтинговой системы:
1) Студенты могут сами планировать свою деятельность по дисциплине в соответствии с той оценкой, которую они желают получить по литературе как итоговую.
2) Активизируется работа обучающихся во время семестра, усиливается их стремление систематически и регулярно готовиться к занятиям.
3) Повышается состязательность среди студентов и их ответственность за учебную деятельность.
Благодаря применению ИКТ в балльно-рейтинговой системе оценивания возможны:
1) Гласность, открытость и доступность учебной информации.
2) Регламентированное количество отчетных работ по дисциплине.
3) Расширение возможностей студентов в поиске необходимых материалов к учебным занятиям.
4) Формирование основ информационной культуры обучающихся.
Библиографический список
1. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценивания результатов обучения // Наука и школа. – 2005. – №6. – С. 2-4.
2. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2003. – С. 126 – 136.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: http: Минобрнауки рф /документы/ 2365 (дата обращения 28.03.2018).