Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Манцерова Н. В. Использование частной подсистемы упражнений для формирования и совершенствования лек- сических навыков говорения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе (средни

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Аннотация. Лексический компонент иноязычной коммуникативной компетенции всегда находился в центре внимания психолингвистов, языковедов, методистов и педагогов. Во-первых, это обусловлено тем, что лексический уровень языка является наиболее «подвижным» и нестабильным, поскольку с течением времени одни лексические единицы переходят в разряд архаизмов, другие – в разряд неологизмов. Во-вторых, грамматически оформленные лексические единицы являются строительным материалом речи. Поэтому формирование лексических навыков является первостепенной задачей учителя иностранного языка на всех этапах обучения, так как именно лексика отвечает за содержательную сторону всех видов речевой деятельности, в том числе иноязычного говорения.
Цель данной статьи заключается в обобщении результатов внедрения в образовательный процесс частной подсистемы упражнения для формирования и совершенствования продуктивных лексических навыков иноязычного говорения обучающихся 6 класса.
Ключевые слова: лексический навык, частная подсистема упражнений, комплекс упражнений, условно-речевые упражнения, речевые упражнения.
Современное общество, характерной чертой которого является глобализация, диктует новые требования к овладению иноязычной коммуникативной компетенцией. На сегодняшний день недостаточно просто знать язык, его грамматический и лексический строй, необходимо уметь использовать его в реальном общении. Поэтому роль иностранного языка как учебного предмета в общеобразовательной школе заметно возросла.
В центре данного исследования находится иноязычное говорение, поскольку именно говорение является одним из способов устного речевого общения.
Сформированный лексический навык способствует формированию и развитию иноязычной лексической субкомпетенции. Для формирования лексической субкомпетенции с учетом требований когнитивного подхода необходима частная подсистема упражнений, так как в данном случае упражнение является элементарной единицей обучения и не подлежит дальнейшему дроблению.
И.Л. Бим видит в упражнении минимальную единицу организации учебной деятельности школьника по усвоению элементов системы иностранного языка. Единицы обучения олицетворяют способ использования единиц материала непосредственно в деятельности учащихся. Упражнение, в понимании И.Л. Бим, это форма взаимодействия учителя и учащихся (при самостоятельной работе – учащихся и учебника), опосредуемая учебным материалом и имеющая стандартизованную структуру [1].
С.Ф. Шатилов понимает под упражнением специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной или ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера и выделяет три типа упражнений:
1)       некоммуникативные упражнения (подготовительные, предречевые, неситуативные, языковые, тренировочные) характеризуются отсутствием связи с речевой ситуацией, контекстом и направлены на освоение языковой формы;
2)       условно-коммуникативные упражнения характеризуются возможностью осуществлять тренировку языкового материала в учебной (условной) коммуникации;
3)       коммуникативные упражнения побуждают обучающихся пользоваться разными видами коммуникации как средством общения в определенном социокультурном пространстве, направлены на развитие и совершенствование коммуникативных умений [8].
По мнению Е.И. Пассова, упражнение – это «специально организованная целенаправленная деятельность». Он предложил иную классификацию упражнений, разделив их на две группы в зависимости от этапа становления речевых умений:
1)       условно-речевые упражнения – упражнения, направленные на формирование речевых навыков;
2)       речевые упражнения – упражнения, направленные на развитие речевых умений [6].
В свою очередь по способу выполнения Е.И. Пассов подразделяет условно-речевые упражнения на: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные и упражнения на комбинирование. Именно в такой последовательности эти упражнения представляют собой комплекс, который обеспечивают оптимальный эффект в процессе формирования речевых навыков на этапе их формирования [7].
Разработанная нами частная подсистема упражнений была апробирована в рамках педагогической деятельности на обучающихся 6 класса в течение 2020-2021 учебного года. В течение первых 5 уроков была проведена апробация подсистемы в рамках модуля “Rules and Regulations”, направленной на формирование и совершенствование лексических навыков говорения. Шестой и седьмой уроки были итоговыми, в ходе которых был проведён контроль сформированности лексических навыков обучающихся в диалогической и монологической речи. В качестве экспериментальной группы были отобраны 3 коррелирующие группы по 3 человека в каждой, в итоге в педагогическом эксперименте приняли участие 9 человек.
На рисунке 1 представлена схема разработанной и апробированной частной подсистемы упражнений.

Условно-речевые упражнения первого типа были полностью исключены из данной подсистемы, так как лексика, представленная в разделах модуля, не вызывает трудностей для понимания. Ниже представлена часть первого комплекса упражнений (“That’s the Rule”).
Exercise 1a. Agree with the following positive statements as in the example below:
-         There are many blocks of flats in our country.
-         Yes, there are many blocks of flats in our country.
1.       Students can live in the university halls of residence.
2.       You can use a tent when you go camping.
3.       Some people stay in hotels on vacation.
4.       My grandma lives in a cottage in the countryside.
5.       You can see beautiful palaces in Scotland.
6.       My friend prefers to live in his own house.
7.       You must get your parents’ permission to have parties.
Exercise 2a. Transform the sentences replacing the underlined words as in the example below:
S: You can see a beautiful cottage behind the hills.
T: house
S: You can see a beautiful house behind the hills.
T: palace
S: ______________________________________
T: block of flats
S: ______________________________________
T: tiny tent
S: ______________________________________
T: modern university hall of residence
S: ______________________________________
Exercise 3a. Say the following sentences negatively as in the example below:
-         Kate must get permission to invite her friends.
-         Kate must not get permission to invite her friends.
1.       Students often live in the university hall of residence.
2.       A cottage is more expensive than a house.
3.       You should take a tent to overnight in the forest.
4.       I would like to by a wonderful palace.
5.       My classmate lives in the new nine-storey block of flats.
6.       Hilton Hotel is the most famous and popular in our city.
Exercise 4a. Which of the types of dwelling can you see in your country? Use the beginning:
-         In my country you can see….
В то же время данная подсистема упражнений функционирует в рамках коммуникативно-когнитивного подхода, поскольку в упражнениях чётко прослеживается коммуникативная и когнитивная направленность (опора на сознание обучающихся и вовлечение их в процесс познания сути изучаемых явлений).
На итоговых уроках был проведён контроль сформированности лексических навыков в диалогической и монологической речи. Участники коррелирующих групп взаимодействовали между собой в ходе работы над диалогом. Для проведения итоговых занятий были разработаны карты регистрации результатов обучающихся и критерии оценивания.
За основу критериев оценивания сформированности лексических навыков говорения были взяты критерии оценивания говорения, используемые при проведении устной части государственной итоговой аттестации (ГИА).
Результаты контроля ДР показали, что у 78% обучающихся (7 человек) наблюдается положительная динамика по сравнению с результатами, полученными в ходе констатирующего среза. У 22% (2 человека) показатели успеваемости остались прежними. Отрицательной динамики не наблюдается.
Результаты контроля МР показали, что у 67% обучающихся (6 человек) наблюдается положительная динамика по сравнению с результатами, полученными в ходе констатирующего среза. У 33% (3 человека) показатели успеваемости остались прежними. Отрицательной динамики не наблюдается.
Подводя итоги нашего исследования, стоит сказать о том, что успех обучения говорению во многом зависит от того, как организован этот процесс, какие организационные формы учитель применяет на уроках, чтобы создать оптимальные условия, необходимые для овладения говорением как видом речевой деятельности на иностранном языке на таком уровне, который требует программа в общеобразовательной школе.
Запоминание слова должно быть основано на логическом заучивании. Осмысленное запоминание представляет собой активную работу мышления и включает установление причинно-следственных отношений, анализ, синтез, индуктивные и дедуктивные умозаключения, поэтому подсистема упражнений должна опираться на данные мыслительные процессы. Для прочного усвоения новой лексической единицы важно ее повторение в измененном контексте. Материал в упражнениях должен быть подобран таким образом, чтобы обучающиеся в процессе усвоения нового все время опирались на известные им значения и на тот опыт, который они уже приобрели в работе над лексикой.

Библиографический список

1.       Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М., Просвещение, 2002. – 278 с.
2.       Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 3-8.
3.       Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988. – 358 с.
4.       Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
5.       Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 21-28.
6.       Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
7.       Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование лексических навыков: учебное пособие – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
8.       Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студ. пединститутов. – М.: Высшая школа, 1986. – 223 с.
2021