Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf
Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе иностранного языка в российском обществе. Язык и языковое образование становятся инструментом успешной жизнедеятельности человека и значимым средством, формирующим сознание личности и ее способности входить в открытое информационное пространство. Динамика общественной жизни страны и связанные с нею преобразования, межгосударственная интеграция в сфере образования вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющими одним или несколькими современными языками.
Осознание важности языкового образования в современном обществе стимулирует большинство родителей приобщать своих детей к изучению иностранного языка с младшего школьного возраста. И государство, и общество признали тот факт, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, поскольку оно способствует:
-развитию психических функций ребенка (мышление, внимания, восприятия) и его речевых способностей;
-более раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке;
-более качественному овладению первым иностранным языком и создание базы для продолжения его изучения в основной школе.
Начальное языковое образование предполагает развитие личности ребенка в целом, его интеллектуальных (когнитивных) и эмоционально-волевых (некогнитивных) способностей и личностных качеств, которые прежде всего проявляются в языке.
Общим для всех предметов начальной школы является направленность на развитие языковой личности, что объясняется статусом речевого развития личности как основы любого образования. Языковая личность складывается из способностей человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром. Языковые личности присущи такие качества, как творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению.
Исходя их вышеизложенного, в качестве стратегической цели начального языкового образования выступает формирование у младших школьников элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации (в пределах программных требований). Такое понимание цели означает:
-овладение детьми языком как средством общения;
-усвоение различной внеязыковой информации, связанной с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке;
-развитие таких качеств, которые необходимы для адекватного общения и взаимопонимания различных культур.
Учителя начальных классов и учителя иностранных языков должны быть заинтересованы в решении задач качественного обучения родному и иностранному языку. Ценным является контакт учителя иностранного языка и учителя начальных классов, ведь специалист, знающий несколько языков, может вести обучение в данном классе на том языке, который знает учитель начальных классов. Таким образом, возможно деловое сотрудничество этих учителей, например, учитель начальных классов может помочь детям выучить стихотворения и песни на иностранном языке. Идеальное сочетание – учитель начальных классов является и учителем иностранного языка. Это дает возможность создать определенную языковую среду для изучения иностранного языка.
Необходимым условием изучения иностранного языка является поддержка родителей. С целью заинтересованности родителей в изучении их детьми иностранного языка проводится анкетирование, результаты которого позволяют внести коррективы в план учебно-воспитательной работы. Родители активные помощники и участники в подготовке и проведении утренников, открытых уроков.
Для учителя начальной школы составлена программа обучения английскому языку в неречевых видах деятельности (лексические единицы, усваиваемые детьми продуктивно в различных неречевых видах деятельности;
действия, выполняемые детьми в ходе проведения режимных моментов, зарядки, физминуток и т. д.)
Для создания единой системы обучения английскому языку разработана программа кружка «Веселый английский». Целью работы данного кружка является расширение кругозора учащихся в данной области, формирование активной жизненной позиции, развитие эстетического и эмоционально-позитивного восприятия окружающего мира. На занятиях кружка дети отрабатывают материал по английскому языку в соответствии с программными требованиями, дети в более раскрепощенной обстановке, в игровых формах и нестандартных ситуациях отрабатывают лексику, развивают диалогическую и монологическую речь.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: "В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра - это продолжение жизни, где вымысел - грань правды.
"Игра - регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она - их школа жизни и "практика развития".
Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).
Творческие или сюжетно - ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других — иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. И. Л. Шолпо предлагает свой вариант классификации обучающих игр, которые можно использовать на занятиях английским языком с младшими школьниками. Автор подразделяет обучающие игры на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся, на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей.
К соревновательным играм относятся большинство игр, способствующих контролю усвоения лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, «аукционы», настолько-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т. д.
Ритмо-музыкальные игры - это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев. Эти игры способствуют контролю фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные, или творческие, игры — это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества. Их можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация; и словесно- творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настолько-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настолько-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Можно группировать игры и так: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки,игры-беседы.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность,
обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
Игры-предположения. "Что было бы...?" или "Что бы я сделал...?" и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.
Таким образом, каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Все это способствует созданию языковой среды при изучении английского языка в школе и лучшему усвоению материала.
Использованная литература
1.Степанова, Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.Л. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – С. 66-68.
2. Степнова, И.С. Игры в обучении английскому языку / И.С. Степнова // Иностранные языки в школе. -1981. - № 2. – С.90-92.
3. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.