НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Запорожец И.Ю., Лукашова Е.Г. Развитие познавательной сферы дошкольников с помощью игрового атрибута «Островок настроения»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Доказано, что основа интеллекта дошкольника, его сенсорный опыт закладываются уже в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Известно, что именно в процессе основного вида деятельности – игры происходит развитие и формирование всех основных психических функций у детей дошкольного возраста.
В данной статье мы поделимся своим опытом работы с необычным игровым атрибутом, и предлагаем Вашему вниманию - «Островок настроений» в сфере новых игровых технологий.
Данный «Островок настроений» представляет собой некое необычное, волшебное пространство, где каждый ребёнок может почувствовать себя безопасно, свободно, уверенным, он помогает детям более открыто выразить свои чувства и эмоции.
«Островок настроений» может быть представлен в самой разнообразной форме: бабочка, цветочная полянка, земной шар, сердечко и другие. Изготовлен он как правило из мягкого коврового покрытия яркого цвета и сказочно украшен разнообразными декоративными элементами (бабочки, цветы, рыбки и другие).
Сами названия островка также могут быть различны: островок настроений, островок радости, островок чудес и т.д. Такой островок можно сделать своими руками, или приобрести в магазине. Наши островки представлены в виде яркого солнышка и разнообразных цветочных полянок.
рисунок 1
 
Применяя в своей работе с дошкольниками данный игровой атрибут «Островок настроений» возможно добиться всестороннего развития ребёнка. Данный игровой атрибут является многофункциональным.
Основными задачами использования «Островка настроений» являются: развитие эмоциональной сферы детей;
коммуникативных навыков и речевой активности; развитие психических функций (мышления, внимания, воображения и т.д.)
Прежде всего, «островок настроения» был направлен на развитие эмоционально – личностной сферы. Островок настроений поможет сформировать представления об эмоциях. Развить положительное самопринятие самого себя, и повысить самооценку — это игры-приветствия, с которых начинается день, знакомство детей с эмоциями, различные игры для снятия негативных состояний.
Также «островок настроения» способствует развитию коммуникативных навыков детей, через: создание благоприятного эмоционального климата в детском коллективе; воспитание культуры общения; профилактики конфликтов и групповой тревожности; развитие эмпатии, принятия других детей независимо от их особенностей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Это развитие сопровождается выстраиванием диалога между детьми, в пожеланиях друг другу, в поздравлениях с праздником, в разнообразных мирилках, в считалочках- утешалочках, разных пожеланий, комплиментах, в сюжетно-ролевых играх.
После всего выше перечисленного. Мы решили попробовать применить «Островок настроений» в развитие познавательной сферы. Познавательное развитие – это деятельность, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании.
Развитие познавательной сферы отражает игру детей на «Островке» по формированию психологической базы в играх по конструированию и моделированию, в изучении цветов, в знакомстве со счётом, и многое другое.
Сейчас мы познакомим Вас с некоторыми из этих игр, которые можно применять с детьми разного дошкольного возраста, используя игровой атрибут «Островок настроения».
Игра «Фотографии с потолка».
Цель: Развитие внимания, восприятия, воображения и элементов логического мышления;
Мишки прибежали, построили башенки и убежали. Они спешат на поезд, чтобы отправиться в гости к белым медведям. Помогите пчёлке сфотографировать башенки, чтобы отправить фотографии в подарок к мишкам на Северный полюс. «Сфотографируй» каждую башенку сверху и найди соответствующую карточку. Посмотри внимательно на башенки: сколько фигурок в каждой, какой они формы, как выглядит каждая фигурка, если на неё посмотреть сверху? Какие фигуры в каждой из башенок самые большие, какого они цвета? А что бы мы увидели, если бы мы посмотрели на каждую из конструкций снизу? Какие из них выглядели бы одинаково?
рисунок 2

Игра «Лабиринт – пять охранников».
Цель: формирование логического мышления с освоением мыслительных операций.
Это геометрический лабиринт. В нём пять круговых дорожек с переходами (Дорожки делаем из разноцветных ленточек, шнурочков, верёвочек и т. Д.). В переходах стоят охранники – геометрические формы. Они одинаковые или разные? Сколько желтых? Сколько красных? Назовите всех «охранников» по форме. А теперь пройдём от гномика к сундучку, собрав одинаковые по цвету фигурки. Сколько получилось? А теперь вернёмся к гномику и ещё раз пройдём лабиринт, собрав разные по форме фигурки. Сколько получилось?
рисунок 3

Игра «В кругу и вне круга».
Цель: развитие пространственного восприятия, внимания, мышления.
На волшебную полянку прилетели бабочки (божьи коровки и т.д.). На полянке они оказались в разных домиках. Домики на волшебной полянке необычные – это круги красного и жёлтого цветов. Давайте посмотрим сколько бабочек в красном кругу? Сколько вне красного круга? Сколько бабочек в жёлтом кругу? Сколько за жёлтым кругом? Сколько вокруг красного? Сколько вокруг жёлтого?
рисунок 4

Игра «Угадай профессию».
Цель: развитие представления об окружающем (данная игра позволяет познакомить детей с профессиями инженерной направленности), воображения, мышления.
В волшебном мешочке находятся атрибуты для разных профессий инженерной направленности (строительная каска, молоток, гаечный ключ, линейка, карандаш и т.д.). Необходимо выбрать те атрибуты профессию, которую Вы задумали и невербальное на островке её показать. Зрители же должны отгадать какую профессию показывается водящий на островке.

1.       Библиографический список

1.       Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.:прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
2. Учебно – методическое пособие для родителей и педагогов. Барчан Т. А. Фигурные Лабиринты. ИД «Карапуз», 2007.
3. Учебно – методическое пособие для родителей и педагогов. Барчан Т. А. Цветные композиции. ИД «Карапуз», 2007
ira_zaporozhec@mail.ru, 89163525582
lena140486@mail.ru, 89686306767

2018