Цели, задачи и содержание образования, всегда определялись текущими и перспективными запросами общества. Но, независимо от изменений, происходящих в научной, технической, социокультурной сферах, одним из приоритетов образования является подготовка интеллектуально и физически развитого выпускника, обладающего высоким уровнем духовно-нравственной культуры, творческими способностями, способного к профессиональному росту и личностному становлению. Изменения, произошедшие сегодня в системе общего и среднего образования, коснулись организационной и содержательной стороны обучения и воспитания школьников, а также повышения требований к их образовательным результатам. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что достижение таких высоких требований к результатам образования возможно в том случае, если школьники умеют актуальные знания из содержания различных предметных областей гибко, «нестандартно» преломлять к реальным условиям деятельности, многовариантно мыслить, решая конкретные ситуации. Следовательно, необходимо формирование многомерного, нелинейного, расходящегося мышления, которое позволит обучающимся гибко, продуктивно мыслить, и принимать решения в быстро изменяющихся условиях, искать альтернативные, нестандартные идей. Именно такое мышление называют дивергентным, а его формирование в настоящее время является актуальной задачей. С декабря 2018 года наша гимназия сотрудничает с «Образовательным холдингом-лабораторией «Глобал NPD» в научно-педагогическом аспекте и осуществляет опытно-экспериментальную работу в направлении «Школы прогрессивного развития» по формированию дивергентного мышления. В начале работы нашей гимназии большинство педагогов не имели представление о том, с помощью каких методов и способов возможно формирование дивергентного мышления. Более того, не все педагоги знали, что это за тип мышления. На методических семинарах холдинга «Глобал NPD» весь коллектив изучал все особенности «дивергентного мышления». Как показывают исследования ряда отечественных (И.В. Блауберг, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Б. Шнейдер) и зарубежных (Дж. Гилфорд, Г. Груббер, К. Тейлор, Е. Торранс) ученых, дивергентное мышление характеризуется быстротой (максимальное число идей в единицу времени), гибкостью (диапазон многообразия сформулированных идей), оригинальностью (уровень нестандартности, нетривиальности идей) и точностью (законченность, завершенность идей, чему, несомненно, способствуют креативность, любознательность, стремление к самовыражению личности, а, следовательно, построение образовательного процесса, его наполнение должно ориентироваться на иные задачи, иную подачу материала, иные критерии оценки получаемых результатов обучения. Используя модель холдинга, педагоги гимназии начали реализацию блочных погружений в учебном процессе. Наиболее интересны, на мой взгляд блочные погружения учителей естественно-научного цикла. Блочное погружение –это тематический раздел учебной программы, объединённый событием, имеющий мотивационное начало для всех категорий детей, максимально вовлекающее в продуктивную деятельность обучающихся относительно поставленных целей как в индивидуальной, так и в групповой форме работы, имеющее аналитическое завершение в трех векторах: а) конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате (развитие разных сторон мышления от анализа до синтеза, классификации); б) рефлексия ребенком собственной деятельности (мышление, ответственность); в) обратная связь от ребенка, его мнение об организации тематическом блоке, насколько погружение было привлекательным и т.д. (критическое мышление). Как мыслил Б.Д. Эльконин: «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать, как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание». Включив событие в структуру уроков, объединённых одной темой, учитель дает возможность «прожить» ее, «прочувствовать реальность» и применить на практике полученный опыт. Под блочно-событийным погружением мы понимаем тематический раздел учебной программы, объединенный неким событием и имеющий три целевых вектора в своей структуре: мотивационное начало, продуктивная деятельность и аналитическое завершение (концептуализация и рефлексия). Разработка блочно-событийных погружений (БСП) велась с учетом ключевой цели «погружения»: 1. Предметная (основная для данного погружения) 2. Дивергентное мышление. Дивергентный подход как основа развития креативности, продуктивного творческого мышления. 3. Эмпатия, как важный фактор для успешной социализации Конструирование «блочных погружений» происходило на первом этапе на основе рамочной формы «Блочно событийного погружения» холдинга «Глобал NPD», после чего была организована экспертиза конспектов блоков. Апробация погружений, анализ внедрения блочной подачи и корректировка велась одновременно по всем предметам, после чего в рабочие программы были внесены изменения на «блочные погружения». Приведу пример конструирования блочного погружения по географии в 6 классе. Раздел курса (темы):Модели Земли. Количество часов- 10. 1. Событие: Всемирное природное и культурное наследие 2. Цели: 2.1 Предметная (П)– Сформировать понятие «географические карты», выработать навыки чтения разнообразных карт с помощью условных знаков. 2.2 Над предметные: а) развитие дивергентного мышления (ДМ) б) развитие эмпатии (Э).
Таблица 1 конструирование урока с БСП по разделу: Модели Земли.
№ п/п
Основные разделы
Описание содержания
ДМ
(%)
Э
(%)
1. Мотивационное начало «Включение интереса» Урок начинается просмотром коротких рекламных видеороликов о других странах. Ребята, вы все любите путешествовать, одни предпочитают городской отдых, другие отдых вдали от шума. Кто из вас думает, что лучше отдыхать городе возьмите в руки открытку с видом города, а те, кто любит отдохнуть на природе –выбирает открытку с видом природы. (деление класса на 2 (или более групп). Сегодня мы побываем в туристических агентствах чтобы выбрать лучший туристический маршрут.
10 % 2. Продуктивная деятельностьМаксимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность Завершается предметной диагностикой разного формата. А. Вам необходимо проложить маршрут путешествия по объектам природного (1 группа) и объектам культурного наследия (группа 2) используя разные тематические карты атласа через любые 10 объектов Б. Определите через какие страны будет проходить маршрут. В. Рассчитайте расстояние между всеми основными точками и определите сколько километров составит все путешествие разными способами(масштаб, нитка, градусная сеть, часы) Г. Подготовьте «рекламу путешествия» от вашего туристического агентства Задание «А» - ДМ, 20% Задание «В» - ДМ, 50%
Задание «Г»- Э, 100%
3. Аналитическое завершение: а) конструирование ребёнком итоговой обобщающейопорной схемы всего блока в любом удобном для него формате ЗАЩИТА: Выступления турагентов с рекламными роликами от своих турфирм ДМ10% Вовлеченность 80% Э 30% б) рефлексия ребенком собственнойдеятельности ВНИМАНИЕ! Давайте подведем итог: -какой маршрут наилучший? -В какое бы путешествие вы бы отправились сами? -Какое из путешествий вас заинтересовало больше всего? -Кто из вас поменял свое мнение относительно того, где лучше отдыхать городе или на природе? -Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-бальной шкале.
в) обратная связь от ребенка «Оцени насколько тебе понравилось данное погружение по 10-бальной шкале »
Начало блока изучения темы было представлено в виде просмотра рекламных видеороликов о других странах и обработки материала, который школьники «добыли» самостоятельно, получив собственный опыт изучения и подготовки к теме. Ярким пятном было деление детей на агитбригады туристических фирм, которые дальше вели активную и увлеченную деятельность. Таким образом, видно, как изменяется акцент от традиционного начала урока «дети, запишите тему» к мотивационному началу изучения целого раздела, рассчитанного на 10 учебных часов, где дети не являются пассивными слушателями, а являются активными участниками «события», тем самым подходя к процессу изучения темы с разных сторон, что является одной из целей конструирования БСП. Итогом урока стало конструирование группового экскурсионного тура с учетом потребностей каждого ребенка. Разработанные ребятами туры были насыщенными и интересными. Хочется отметить, что данная форма оказалась для ребят настолько интересной, что они начали наперебой спрашивать, когда будет следующий подобный урок. А вот со стороны учителя, хочется отметить ряд трудностей, с которыми может столкнуться учитель при перестройке методики преподавания под новые задачи. Это, прежде всего дополнительные временные затраты, связанные с разработкой заданий, ориентированных не на воспроизведение ранее данного материала, а на созидание нового, на размышление, на всесторонний анализ, на уход от стереотипного мышления. Во-вторых, затруднительно становится придерживаться плана проведения занятий т.к. трудно контролировать творческий процесс, не нарушая его. А вот общение между учителем и школьниками становится несколько неформальным, следовательно, переход от пассивной формы обучения к активной требует от педагога высокого профессионализма, отсутствие боязни эксперимента и желание мыслить дивергентно самому. Библиографический список 1. Голушко Т.К. Развитие Дивергентного мышления студентов на занятиях по педагогике. Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019. URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2019/lichnostnoe_i_professionalnoe_razvitie/4/Golushko.pdf (дата обращения: 05.12.2020). 2. Ленкова А.А. «Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск – Ленкова, А.А. Дивергентное мышление как предмет психологопедагогического исследования / А.А. Ленкова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 11. – С. 250–255. 3. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие/под ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. 2-е издание, исправленное и дополненное. ИД «Международные отношение». М.: 2017. 226 с.