Актуальные вопросы дошкольного образования

Нестерова В.А. Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе на тему «Развитие инженерных способностей у дошкольников через технологию ТИКО-конструирования»

Библиографическое описание:
Нестерова В.А. Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе на тему «Развитие инженерных способностей у дошкольников через технологию ТИКО-конструирования» // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Цель: создать условия для овладения навыками конструирования

Задачи:

- стимулировать интерес детей к конструкторской деятельности;

- формировать умение создавать плоскостные фигуры из конструктора ТИКО с помощью слухового диктанта;

- создать условия для обогащения у детей сенсорного опыта, через развитие органов восприятия: зрение, слух, осязание;

- способствовать закреплению у детей знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник);

- способствовать формированию ценности «Сотрудничество» при работе за одним рабочим местом;

- способствовать становлению детской субъектности: желанию и умению совершать выбор, опираясь на свой жизненный опыт, обеспечивать условия для реализации задуманного.

Ход занятия

Этап привлечения внимания:

По колокольчику дети собираются в круг на ковре.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой сегодня день?

(Дети смотрят на Линейный календарь, говорят, что сегодня День детских изобретений (17 января), а завтра День Снеговика (18 января)

- Вы знаете, что не только в нашей группе будут отмечать эти праздники. Ребята из других групп тоже готовятся.

Этап становления детской цели:

(Проверить/доказать себе свою сообразительность, смекалку)

- Исегодня утром на электронную почту пришло видео письмо. Как думаете от кого оно? Какие есть предположения?

Просмотр видео письма. Девочки из младшей группы сидят за столом, на котором лежат конструкторы (деревянные блоки, Bunchems, Lego), нитки, пластилин, бумага, картон, ватные диски. Девочки говорят: «Ребята, привет. Научите нас делать снеговиков, таких, чтобы не растаяли! Из этого мы уже умеем делать. Вы же скоро в школу пойдете. Спасибо!»

- Ага! Вот такой вызов бросают нам младшие ребята! Уточните, пожалуйста, о чем нас просит группа «Умка»? Как думаете нам по плечу такая задача?

А раз сегодня день детских изобретений давайте превратимся в Секретную лабораторию. Придумаем ей название. На доске записать

Руки рупором: «Внимание! Внимание! Секретная лаборатория… начинает свою работу!»

Этап планирования деятельности

- Дорогие коллеги, изобретатели, напомните, пожалуйста, нашу задачу на сегодня?

Ребята обсуждают, из каких материалов они могут построить снеговиков. Чтобы он не растаял это, скорее всего конструкторы, и у девочек на видео нет ТИКО. Останавливаем свой выбор на ТИКО.

- Напомните, пожалуйста, какими способами мы поможем создавать свои ТИКО постройки. (По схеме, по образцу, сами придумываем-по замыслу). А как вы думаете, если способ называется «Слуховой диктант», как при этом собираются постройки? (ответы детей)

- Вас сегодня 12 человек, можно разделиться поровну по 4 человека на 3 команды.

На столах стоят маркеры – пиктограммы. «Ухо» – слуховой диктант, «Человек с облачком» – придумай сам, «Человек с книгой» - строим по заданной наглядной схеме.

Этап реализации замысла

- Кто уже определился и готов к работе, могут проходить к столам.

На столе конструктор в контейнерах/корзиночках/коробках.

После того, как дети сядут: Ребята, напомните мне, пожалуйста, как правильно нужно соединять ТИКО детали?

- Детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их под углом, шарик под дугой; «шапочку-на головку».

- Спасибо. Довольно часто бывает ситуация, когда при постройке ТИКО-конструкции не хватает нужных деталей. Как же нам быть в такой ситуации? Может быть, отказаться от задуманного?

- Можно заменить одни детали другими: например, сделать прямоугольник из двух квадратов, ромб из двух равносторонних треугольников.

- Коллеги-изобретатели, разомнем наши пальчики «пальчиковая игра Маленький Егорка».

- Ребята, посмотрите внимательно на детали конструктора и назовите их.

- Квадраты, треугольники, шестиугольники.

- Посмотрите внимательно, треугольники одинаковые?

- Нет. 2 треугольника - прямоугольные и 2 треугольника -равносторонние.

- Правильно! Теперь мы можем приступать к работе.

1 стол – строят снеговика по схеме, 2 стол – сами придумывают как собрать снеговика, 3 стол – строят под словесные указания воспитателя «слуховой диктант».

Возьмите три шестиугольника, расположите их один над другим и соедините их. К верхнему шестиугольнику сверху прикрепите квадрат. Ко второму шестиугольнику сверху справа и слева прикрепите по одному равностороннему треугольнику. К нижнему шестиугольнику снизу слева и справа прикрепите два прямоугольных треугольника короткими сторонами.

- Ребята, у вас получились забавные снеговики, а как можно «оживить» их? Кто хочет подписать и оживить своих снеговиков – вперед!

На столе стоят ТИКО-фломастеры, «глазки», «носики», «блестки» для украшения

-А как вы думаете, глядя на наших снеговиков смогут ребята из гр. «Умка» и сами построить не таящих снеговиков? Просто им будет в первый раз? Помните ваши первые ТИКО постройки? Что вам помогало?

- Схемы

- Давайте и мы нарисуем ребятам схему-умную карту (интеллект-карту)?

Воспитатель выносит ватман (кладет на стол или пол). На середину на пластилин крепим ТИКО-снеговика

- Ребята, давайте посмотрим, сколько всего деталей нам потребовалось для построения нашего снеговика? (8 деталей)

- Из каких деталей построены туловище и голова снеговика?

- Из шестиугольников.

- Сколько шестиугольников нам понадобилось для построения головы и туловища? (Три шестиугольника)

- Проведите стрелку от снеговика и положите, пожалуйста, шестиугольник. От шестиугольника проведем еще стрелку и запишите цифрой, сколько 6ти угольников нам понадобилось. (3)

Обратить внимание, чтобы все дети подключались к работе.

- Назовите, как называется геометрическая фигура на голове у снеговика?

- Квадрат.

- Проведите еще одну стрелку от снеговика и положите квадрат. От квадрата еще проведем стрелку. Сколько квадратов мы использовали для работы? (Один)

- Сколько треугольников вы брали, чтобы сделать руки? (Два)

- Как называем эти треугольники, кто вспомнит? (равносторонние)

- Какие треугольники использовали для конструирования ног? (Прямоугольные). - Сколько их? (Два)

- Проведите стрелки и выложите равносторонние и прямоугольные треугольники и подпишите цифры.

Рефлексивный этап

- Коллеги-изобретатели, напомните, пожалуйста, кем мы с вами сегодня были? Для чего мы это делали?

Руки рупор: «Внимание! Внимание! Наша лаборатория на сегодня закрыта. Всем спасибо за работу!»
2024-07-01 13:07 2024