Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гайдукова О.Н., Асадуллина Ж.В., Никитина Л.Ф. Коррекция нарушений речевой и интеллектуальной деятельности современного дошкольника с помощью балансировочной доски Бильгоу



Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

В настоящее время много детей встречаются с нарушением речи, у них проявляются неловкость, неуклюжесть, раскоординированность в движениях. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Это приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
В нашем детском саду № 31 города Стерлитамак, имеются комбинированные группы, которые посещают дети с различными речевыми нарушениями. С такими детьми, в своей работе мы используем программу мозжечкового стимулирования Комплекс Баламетрикс.

 Цель:
-преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций;
-повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения, посредством закона безусловной активности детей в познавательной деятельности дошкольника;
Задачи:
-развитие артикуляционной моторики через развитие кинестетического праксиса;
- автоматизация звуков с мозжечковой стимуляцией на балансировочной доске;
-дифференциация поставленных звуков с элементами биоэнергопластики;
-развитие межполушарных связей с помощью кинезеологических упражнений на балансировочной доске;
-снятие эмоционального и физического напряжения воспитанников, посредством использования элементов детской Йоги;
- развитие речевого дыхания дошкольника.
Этот метод пришёл к нам из Америки, в 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.
Принцип методики:
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации.
Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.
Как это работает?
Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие - с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, проблемы интеграции между двумя полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Поскольку левое полушарие мозга контролирует движения на правой стороне тела, а правое полушарие мозга контролирует движения на левой стороне тела, человек может усовершенствовать интеграцию между двумя сторонами мозга посредством действий, связанных с обеими стороны его тела. Такие движения приводят две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.
Оборудование "Беламетрикс" Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Оборудование имеет свои преимущества в использовании: вариативность, технологичность, компактность.
Программа состоит из 6 блоков:
1–й блок: «Освоение балансировочной доски Бильгоу»
2–й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»
3–й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
4–й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»
5–й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»
6–й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»
Эти методы мы используем на коррекционных занятиях при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях
* ЗРР разной степени тяжести.
* Логоневроз
*Отставания в развитии моторики и координации.
*Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
*Поведенческие нарушения.
*Несобранность, повышенная отвлекаемость.
*Нарушения осанки.
*Проблемы с обучаемостью.
Балансировочные доски могут быть разных видов и форм, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие.

Фото1. Игра: «Закинь мяч в корзину»
Вот самые простейшие упражнения, рекомендуемые для педагогов и родителей:
1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук - имитация плавания. Можно двумя руками поочередно - левой, правой.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.
6. Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.
7. Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно.
8. Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.
9. Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.
10. Отбивание мячика на резинке от наклонной доски. Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.

Фото 2.Развитие пространственного праксиса на балансировочной доске
Практическая значимость программы:
• развитие межполушарного взаимодействия;
• стабилизация работы вестибулярной системы;
• развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, пространственные представления);
• совершенствование зрительно-моторной координации;
• интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
• улучшение координации, моторной ловкости, мелкой/крупной моторики;
• расширение зрительно-оптического поля;
• развитие внимания: увеличение объёма, переключаемости, концентрации;
• развитие саморегуляции и контроля;
• стимуляция психоречевого развития;
• личностные изменения.
В результате проведенного мониторинга выявлены следующие результаты:
Все специалисты, педагоги и родители отметили:
•       улучшение концентрации внимания;
•       повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
•       улучшение зрительно-моторной координации;
•       развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
•       развитие интеллектуальных способностей;
•       развитие математических и логических способностей;
•       развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности.
Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, педагоги добиваются поразительных результатов. После прохождения курса дети полностью подготовлены и адаптированы к жизни.
Библиографический список:
1. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина,
Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.
2. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения
обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
2019