Библиографическое описание:
Решетникова О.А. Забытое ремесло-выпиливание лобзиком // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
Художественная обработка древесины – древнее ремесло человека, незаслуженно забытое в последние годы, сейчас переживает второе рождение. В художественных деревянных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше, резными наличниками и дверьми, изготавливал игрушки и сувениры.
Художественное выпиливание лобзиком по дереву - это один из самых распространенных типов декоративно-прикладного искусства, которое сегодня доступно практически всем. Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика. Наилучшими материалами для выпиливания являются древесина и фанера. Лучше всего подходит древесина мягких пород (липы, тополя и ольхи). Термин «лобзик» происходит от двух немецких слов и переводится как «листовая пила».
Еще Л.В. Занков говорил, что труд младших школьников по изготовлению поделок из древесины способствует развитию личности обучающихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимательность и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).
В процессе обучения дети развивают глазомер, моторику рук, приучаются работать обеими руками. Систематические занятия художественным выпиливанием открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль. Дети привыкают к усидчивости.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И ещё одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых.
При изготовлении сувениров и игрушек, для декоративной отделки поверхности применяют – выжигание.
Лакирование – это тоже один из способов отделки готовых изделий. Часто производят окрашивание древесины красителями.
Как педагог дополнительного образования по художественному выпиливанию лобзиком по дереву, я занимаюсь как с мальчиками, так и с девочками. В начале своей работы мне приходилось опровергать сложившиеся стереотипы, что вести занятия по данному направлению должен педагог-мужчина, который всегда пользуется большим авторитетом, чем педагог-женщина. Поэтому я искала разнообразные подходы и ключики к сознанию и сердцам детей. Но по прошествии некоторого времени ребята с удовольствием стали приходить на занятия, и я всячески стараюсь делать все для этого, стараюсь привить детям терпимость, упорство, помогаю овладеть различными инструментами, учу их любить природу, учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни, развиваю в них стремление к овладению знаниями.
Постепенно появились результаты: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалеют ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий. Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества от муниципального уровня до краевого. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые поначалу не ожидали, что их дети смогут превратить простой лист фанеры в настоящие изделия, полезные для дома. Мне как педагогу приятно видеть, что родители стали больше времени уделять общению с детьми, а дети, показывая им свои новые изделия с радостью ощущают результаты своего труда. Игрушка, сделанная ребенком, является не только результатом его труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой трудился ребенок, вкладывал в нее задумку, фантазию, любовь, особенно дорога ему. Такие игрушки находятся дома на самом почетном месте.
В заключение, творчество - процесс сугубо индивидуальный. Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый занимающийся художественным выпиливанием начинает видеть прекрасное в жизни, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Дети, занимающиеся художественным выпиливанием, могут дома выполнять многие работы для семьи, что позволит и родителям включиться в это интересное занятие и больше времени общаться с детьми, разделяя с ними увлечение, вместе переживать радость совместного созданного изделия.
Решетникова О.А. Забытое ремесло-выпиливание лобзиком // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
Художественная обработка древесины – древнее ремесло человека, незаслуженно забытое в последние годы, сейчас переживает второе рождение. В художественных деревянных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше, резными наличниками и дверьми, изготавливал игрушки и сувениры.
Художественное выпиливание лобзиком по дереву - это один из самых распространенных типов декоративно-прикладного искусства, которое сегодня доступно практически всем. Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика. Наилучшими материалами для выпиливания являются древесина и фанера. Лучше всего подходит древесина мягких пород (липы, тополя и ольхи). Термин «лобзик» происходит от двух немецких слов и переводится как «листовая пила».
Еще Л.В. Занков говорил, что труд младших школьников по изготовлению поделок из древесины способствует развитию личности обучающихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимательность и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).
В процессе обучения дети развивают глазомер, моторику рук, приучаются работать обеими руками. Систематические занятия художественным выпиливанием открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль. Дети привыкают к усидчивости.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И ещё одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых.
При изготовлении сувениров и игрушек, для декоративной отделки поверхности применяют – выжигание.
Лакирование – это тоже один из способов отделки готовых изделий. Часто производят окрашивание древесины красителями.
Как педагог дополнительного образования по художественному выпиливанию лобзиком по дереву, я занимаюсь как с мальчиками, так и с девочками. В начале своей работы мне приходилось опровергать сложившиеся стереотипы, что вести занятия по данному направлению должен педагог-мужчина, который всегда пользуется большим авторитетом, чем педагог-женщина. Поэтому я искала разнообразные подходы и ключики к сознанию и сердцам детей. Но по прошествии некоторого времени ребята с удовольствием стали приходить на занятия, и я всячески стараюсь делать все для этого, стараюсь привить детям терпимость, упорство, помогаю овладеть различными инструментами, учу их любить природу, учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни, развиваю в них стремление к овладению знаниями.
Постепенно появились результаты: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалеют ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий. Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества от муниципального уровня до краевого. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые поначалу не ожидали, что их дети смогут превратить простой лист фанеры в настоящие изделия, полезные для дома. Мне как педагогу приятно видеть, что родители стали больше времени уделять общению с детьми, а дети, показывая им свои новые изделия с радостью ощущают результаты своего труда. Игрушка, сделанная ребенком, является не только результатом его труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой трудился ребенок, вкладывал в нее задумку, фантазию, любовь, особенно дорога ему. Такие игрушки находятся дома на самом почетном месте.
В заключение, творчество - процесс сугубо индивидуальный. Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый занимающийся художественным выпиливанием начинает видеть прекрасное в жизни, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Дети, занимающиеся художественным выпиливанием, могут дома выполнять многие работы для семьи, что позволит и родителям включиться в это интересное занятие и больше времени общаться с детьми, разделяя с ними увлечение, вместе переживать радость совместного созданного изделия.