Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Панкратова Т. В. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетиче- скому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Изготовление открытки к празднику «День ф

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цель: формировать представление детей о символике Российской Федерации – Государственном флаге России.
Задачи:
·       «Художественно – эстетическое развитие»: познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, создавая иллюзию передачи объема; закреплять умение аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности; закреплять умение работать ножницами; поощрять активное участие детей в художественной деятельности под руководством взрослого.
·       «Познавательное развитие»: формировать представления о значении Государственного флага России в современной жизни; познакомить со значением цветов, изображенных на флаге.
·       «Речевое развитие»: способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащению словарного запаса по теме.
·       «Социально – коммуникативное развитие»: поощрять интерес детей к государственным праздникам; на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Методы и приемы:
·       практические: изготовление открытки;
·       наглядные: просмотр слайд – шоу из фотографий «Флаги»;
·          словесные: художественное слово, вопросы - ответы, беседа;
·       игровые: дидактическая игра, подвижная игра.
Материалы и оборудование:
·          демонстрационное: экран, проектор, ноутбук, слайд – шоу из фотографий «Флаги», образец готовой открытки;
·          раздаточное: цветная бумага синего, красного и коричневого цвета, бумага белого цвета, картон белый формата А5, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка.
Использование ИКТ: просмотр слайд – шоу.
Формы организации совместной деятельности:
·          Игровая: дидактическая игра «Загадки про флаг»;
·          Чтение художественной литературы (восприятие): чтение стихотворных текстов;
·          Изобразительная: выполнение аппликации;
·          Двигательная: подвижная игра «Разноцветные флажки»;
·          Коммуникативная: беседа - диалог «Наша Родина - Россия», обсуждение этапов выполнения работы, рассказ воспитателя «День флага».
Логика образовательной деятельности:
·          1 этап занятия (мотивационно - организационный):
Воспитатель: послушайте стихотворение В. Степанова «Родина»:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлем».
Воспитатель: обращает внимание детей на слайд – шоу из фотографий с изображением различных флагов.
Воспитатель: Дети, что изображено на фотографиях?
Дети: Флаги разных стран мира, один из государственных символов страны и т. д.
Воспитатель: Сегодня я хотела бы поговорить с вами о флаге России.
Воспитатель: рассказывает детям про флаг Российской Федерации: ««Три цвета красками сияют – в стране День флага отмечают!» 22 августа в нашей стране отмечают День государственного российского флага! Существующий сегодня флаг Российской Федерации был утвержден 22 августа 1991 года. Именно поэтому в этот день отмечают День рождения Российского флага.
Под государственным флагом воины сражаются за свою страну. В торжественные дни, государственные праздники Российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах, садиках. А еще Государственный флаг можно увидеть на автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах Российской Армии, на космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют тоже Российскими флагами.
Флаг своей страны мы должны любить и уважать.
Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Белым цветом обозначал народ свою веру, Отечество, мир, чистоту, правду, благородство. Синим на Руси было небо, вода, верность и мир. Красный символизировал отвагу, защиту веры и людей, героизм, великодушие, самопожертвование и огонь».
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам сделать небольшие открытки для ваших родителей, символизирующие данный праздник.
·          2 этап занятия (деятельностный):
Воспитатель: Российский триколор – это символ нашей страны России. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Послушайте стихотворные слова из песни «Россия» В. Коротаева:
«За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия».
Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: отвечают.
Воспитатель: «Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. Наша с вами Родина – это Россия. Взрослые еще называют Россию – Российской Федерацией. И вот одним из государственных символов страны является флаг. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете».
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки о нашем флаге:
1.       Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
2.       Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в (синий)
3.       Россия много воин пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под знаменем победы ярко (красном)
4.       У него названий много:
Триколор, трехцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (флаг).
Подвижная игра: «Разноцветные флажки». Правила: воспитатель по очереди поднимает флажки, а дети выполняют движения соответствующие цвету одной из полос Российского флага (красный – маршируют на месте. Синий – собираются в кружок «Море». Белый – легко кружатся (снежинки, облака)).
Воспитатель: Отдохнули немножко. Ну а теперь принимаемся за работу. Нам предстоит работать с ножницами. Предлагаю вам вспомнить правила обращения с ножницами.
Дети: по очереди называют правила работы с ножницами: на столе ножницы должны лежать закрытыми, передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия, при разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят, при вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать, работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент и т. д..
Воспитатель: обсуждает с детьми этапы выполнения аппликации: коричневое древко надо вырезать с острым концом и наклеить вертикально. Дальше нам необходимо по порядку распределить части флага: белый, синий и красный. Берем одну полоску (белую) – немного смазываем с одного конца клеем, и, не складывая, склеиваем с другим концом полоски; и потом эту капельку приклеиваем аккуратно к древку флага сверху. После чего берем вторую полоску и повторяем все действия и клеем под белой полоской. И так же с красной. И далее повторить действия с полосками бумаги каждого цвета по несколько раз.
Дети: изготавливают свои открытки. При необходимости воспитатель помогает детям в изготовлении открытки.
·          3 этап занятия (заключительный):
Воспитатель: предлагает детям рассмотреть получившиеся открытки, обращает внимание на то, что флаги получились объемные, как - будто их ветерок колышет.
Воспитатель: читает стихотворение:
«Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,
Я – синий цвет – покров родной страны,
Я – красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!»
«Всех с Днем флага поздравляю, быть счастливыми желаю.
Пусть вас флаг всегда хранит, от врагов пусть защитит!
Дети: рассматривают работы сверстников и делятся впечатлениями о получившихся открытках.
Список литературы:
1. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» - М.: Арктика, 2007г.
2. Виноградова И. Ф., Козлова С. А. «Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада - М: Просвещение,1984.
3. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами» - М.: Арктика, 2002г.

2021