Панкратова Т. В. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетиче- скому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Изготовление открытки к празднику «День ф
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: формировать представление детей о символике Российской Федерации – Государственном флаге России. Задачи: · «Художественно – эстетическое развитие»: познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, создавая иллюзию передачи объема; закреплять умение аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности; закреплять умение работать ножницами; поощрять активное участие детей в художественной деятельности под руководством взрослого. · «Познавательное развитие»: формировать представления о значении Государственного флага России в современной жизни; познакомить со значением цветов, изображенных на флаге. · «Речевое развитие»: способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащению словарного запаса по теме. · «Социально – коммуникативное развитие»: поощрять интерес детей к государственным праздникам; на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Методы и приемы: · практические: изготовление открытки; · наглядные: просмотр слайд – шоу из фотографий «Флаги»; · словесные: художественное слово, вопросы - ответы, беседа; · игровые: дидактическая игра, подвижная игра. Материалы и оборудование: · демонстрационное:экран, проектор, ноутбук, слайд – шоу из фотографий «Флаги», образец готовой открытки; · раздаточное: цветная бумага синего, красного и коричневого цвета, бумага белого цвета, картон белый формата А5, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка. Использование ИКТ: просмотр слайд – шоу. Формы организации совместной деятельности: · Игровая: дидактическая игра «Загадки про флаг»; · Чтение художественной литературы (восприятие):чтение стихотворных текстов; · Изобразительная: выполнениеаппликации; · Двигательная: подвижная игра «Разноцветные флажки»; · Коммуникативная: беседа - диалог «Наша Родина - Россия», обсуждение этапов выполнения работы, рассказ воспитателя «День флага». Логика образовательной деятельности: · 1 этап занятия (мотивационно - организационный): Воспитатель: послушайте стихотворение В. Степанова «Родина»: «Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем И под небом синим, синим Флаг России над Кремлем». Воспитатель: обращает внимание детей на слайд – шоу из фотографий с изображением различных флагов. Воспитатель: Дети, что изображено на фотографиях? Дети: Флаги разных стран мира, один из государственных символов страны и т. д. Воспитатель: Сегодня я хотела бы поговорить с вами о флаге России. Воспитатель: рассказывает детям про флаг Российской Федерации: ««Три цвета красками сияют – в стране День флага отмечают!» 22 августа в нашей стране отмечают День государственного российского флага! Существующий сегодня флаг Российской Федерации был утвержден 22 августа 1991 года. Именно поэтому в этот день отмечают День рождения Российского флага. Под государственным флагом воины сражаются за свою страну. В торжественные дни, государственные праздники Российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах, садиках. А еще Государственный флаг можно увидеть на автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах Российской Армии, на космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют тоже Российскими флагами. Флаг своей страны мы должны любить и уважать. Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Белым цветом обозначал народ свою веру, Отечество, мир, чистоту, правду, благородство. Синим на Руси было небо, вода, верность и мир. Красный символизировал отвагу, защиту веры и людей, героизм, великодушие, самопожертвование и огонь». Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам сделать небольшие открытки для ваших родителей, символизирующие данный праздник. · 2 этап занятия (деятельностный): Воспитатель: Российский триколор – это символ нашей страны России. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? Дети: отвечают. Воспитатель: Послушайте стихотворные слова из песни «Россия» В. Коротаева: «За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми. За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия». Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Дети: отвечают. Воспитатель: «Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. Наша с вами Родина – это Россия. Взрослые еще называют Россию – Российской Федерацией. И вот одним из государственных символов страны является флаг. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете». Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки о нашем флаге: 1. Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете… (белом) 2. Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в (синий) 3. Россия много воин пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под знаменем победы ярко (красном) 4. У него названий много: Триколор, трехцветный стяг – С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный … (флаг). Подвижная игра: «Разноцветные флажки». Правила: воспитатель по очереди поднимает флажки, а дети выполняют движения соответствующие цвету одной из полос Российского флага (красный – маршируют на месте. Синий – собираются в кружок «Море». Белый – легко кружатся (снежинки, облака)). Воспитатель: Отдохнули немножко. Ну а теперь принимаемся за работу. Нам предстоит работать с ножницами. Предлагаю вам вспомнить правила обращения с ножницами. Дети: по очереди называют правила работы с ножницами: на столе ножницы должны лежать закрытыми, передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия, при разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят, при вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать, работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент и т. д.. Воспитатель: обсуждает с детьми этапы выполнения аппликации: коричневое древко надо вырезать с острым концом и наклеить вертикально. Дальше нам необходимо по порядку распределить части флага: белый, синий и красный. Берем одну полоску (белую) – немного смазываем с одного конца клеем, и, не складывая, склеиваем с другим концом полоски; и потом эту капельку приклеиваем аккуратно к древку флага сверху. После чего берем вторую полоску и повторяем все действия и клеем под белой полоской. И так же с красной. И далее повторить действия с полосками бумаги каждого цвета по несколько раз. Дети: изготавливают свои открытки. При необходимости воспитатель помогает детям в изготовлении открытки. · 3 этап занятия (заключительный): Воспитатель: предлагает детям рассмотреть получившиеся открытки, обращает внимание на то, что флаги получились объемные, как - будто их ветерок колышет. Воспитатель: читает стихотворение: «Я – белый цвет – свобода, гордость, слава, Я – синий цвет – покров родной страны, Я – красный цвет – могучая держава, Все вместе мы – едины и сильны! Российский флаг – Отечество и братство. Российский флаг – священной веры флаг. Российский флаг – наш символ и богатство. Российский флаг – к победам смелый шаг!» «Всех с Днем флага поздравляю, быть счастливыми желаю. Пусть вас флаг всегда хранит, от врагов пусть защитит! Дети: рассматривают работы сверстников и делятся впечатлениями о получившихся открытках. Список литературы: 1. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» - М.: Арктика, 2007г. 2. Виноградова И. Ф., Козлова С. А. «Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада - М: Просвещение,1984. 3. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами» - М.: Арктика, 2002г.