НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карпова Н. В., Перхова Н. С., Рахматуллина Д. М. Роль отца в становлении личности ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Важная роль отцовства никогда не ставилась под сомнение, сейчас она особенно велика. Зачастую отцы не видят своего места в воспитательном процессе, не осознают важность своего влияния на ребенка. А ведь пренебрежение важностью отцовства приносит негативные последствия.  Педагогическая значимость роли отца в воспитании ребёнка основывается на том, что ребёнку необходимо непосредственное общение с отцом, совместная жизнь отца с ребёнком, и конечно, ребёнку необходима трансляция мужского образа, поведения.  Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении темы. Одной из интерактивных форм проведения родительского собрания является круглый стол. Здесь участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого, что позволяет обсудить проблему, узнать мнения всех участников. Данная форма собрания оправдывает себя тем, что участники располагаются за круглым столом. Это способствует реализации принципа партнёрства и диалога, а обсуждение происходит в непринужденной форме. Материал для круглого стола: текст притчи, игры, пословицы, смайлики.
Предложенный методический материал могут использовать педагоги
образовательных учреждений для популяризации роли отца в воспитании ребенка и   взаимоотношений в семейном сообществе. Также методическую разработку можно взять за основу и далее добавлять новыми играми и упражнениями или сокращать (в зависимости от желания педагога).  
Родительское собрание в форме круглого стола - это интерактивная              форма взаимодействия не только с родителями. Для обсуждения наболевших вопросов воспитания детей   в качестве участников могут быть приглашены разные специалисты, представители родительской и педагогической общественности, администрация образовательного учреждения.

План круглого стола:
- Чтение гостя притчи «Притча про отца и сына»;
 - игра «А знаю ли я»;
- игра «Общение в лицах»;
- игра «Доскажи пословицу»;
- игра «Когда это было?»;
- игра – оригами «Подарок»;
-обмен мнениями, спор «Деньги или дети?» на основе прочитанной          притчи.
Запланированное время: 40 минут.
Во время данного мероприятия участникам предлагается занять места за круглым столом. В ходе его гостям в устной форме предлагаются упражнения, игры, возможность обсуждения ситуаций.
Практическая часть
 Гости заходят в зал. Звучит музыка «Мой папа»
 -Добрый вечер, дорогие родители. Спасибо, что вы пришли на нашу  встречу
 Сегодня мы с вами не просто пообщаемся, а постараемся узнать новое о самих себе и о своих детях. (Чтение притчи гостям «Притча про отца и сына»)
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сынок.
- Папа, можно у тебя кое-что спросить?
- Конечно, что случилось?
- Пап, а сколько ты получаешь?
- Это не твое дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
- Ну, вообще-то, 500. А что?
- Пап,- сын посмотрел на него снизу-вверх очень серьезными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.
- Ты не спишь, сынок? — спросил он.
- Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня, вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
- Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.
- Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Вед. В конце нашего диспута мы вернемся к этой притче.
 Игра «Общение в лицах»
Отцам предлагаются смайлики с разными выражениями лиц и обговаривается ситуация. Родители выбирают смайлик с тем выражением, с которым они чаще всего разговаривают с детьми.
Ситуации:
1. Вы пришли с работы, вас встретил ребенок со словами:  
- Папа, послушай, я тебе хочу что-то рассказать.
 Какое Ваше выражение лица при этом? Возьмите соответствующий смайлик.
2.Ребенок просит почитать книжку. С каким выражением лица вы отреагируете на его просьбу?
3.Ребенок просит поиграть с ним. Возьмите смайлик, отражающий при этом ваше настроение.
Вед: Посмотрите, пожалуйста, каких смайликов вы набрали более всего. Очень хорошо, если ваши смайлики с добрым выражением, и очень плохо, если они со злым или равнодушным выражением. Стоит задуматься. 
Игра «А знаю ли я»
Игра позволяет понять, насколько хорошо вы знаете ребёнка. 
Ведущий  предлагает родителям назвать имя друга ребёнка, любимое  увлечение, занятие, любимое и нелюбимое блюдо ребёнка
Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о своих детях.
 Игра «Доскажи пословицу»
Сын отца глупее — жалость; сын отца умнее — (радость).
Отец наказывает, отец и … (хвалит).
Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, …(что уму-разуму научил).
Как отец относится с матери, так и дети …(относятся к ней).
Трезвый отец — детям…(образец).
Где хороший отец, там и сын… (молодец).
 Вед: Вывод: воспитание отца – основа. Слово отца – то, что будет руководством для ребенка, действия отца – руководство для действий ребенка, отношение отца к жене – образец для ребенка в отношении к матери, другим людям.
Игра «Когда это было?»
Ведущий задает вопросы:
-Когда последний раз вы говорили ребенку добрые слова?
-Когда последний раз вы что-то вместе делали? (пусть это будет и просмотр мультфильмов, и компьютерные игры, выполнение спортивных упражнений, складывание паззлов, чтение книг и т.п.)
-Когда в последний раз вы вместе помогали маме? (приготовить чай, помыть посуду и др.)
 Игра – оригами «Подарок»
Ведущий предлагает родителям изготовить игрушку - подарок в виде оригами «Мой зайка» , «Мой котик» (по своему выбору) , назвать свою поделку и подарить своему ребенку.
А теперь вернемся к притче, что прозвучала в начале нашей встречи.
В условиях «рыночной» жизни многие родители стремятся больше зарабатывать денег, больше бывать на работе, совсем не оставляя время на своих детей. А вот оценят ли дети это в будущем? Что они будут вспоминать из детства? У многих детей уже сложилось потребительское отношение к своим отцам (родителям). 
Скорее всего они вспомнят, как хотели побыть с вами, но мы - родители, когда приходим домой, сразу идем к телевизору, берем телефон, совсем не обращая внимания на детей, забывая, что главная ценность - это наши дети. 
Мы предлагаем вам высказать свои мнения, поспорить. И к чему бы ни привел наш спор, мы считаем, что надо для себя правильно расставлять приоритеты: деньги и дети. Деньги дороги и время, потраченное на детей, тоже дорого. Но неоспорим тот факт, что именно отец играет главную роль в становлении личности ребенка. 
 На этом наша встреча подошла к концу. Я благодарю всех участников. Спасибо за общение, работу и сотрудничество!
Проведенное мероприятие показало, что родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми. Общение в такой форме ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и для повышения педагогической культуры в грамотном воспитании своих детей.
В ходе работы круглого стола никто из родителей не был пассивным участником, каждый высказал свое мнение. Отцы, которые присутствуют на родительских собраниях, проводимых в разных формах, чаще приходят в детский сад, интересуются вопросами развития детей, обновляют домашнюю игротеку.
Известно, что успешные мужчины – это, прежде всего, успешные отцы, эффективно выполняющие функции родителя. От отцов во многом  зависит успешность будущего ребёнка, от участия в воспитании сына или дочери будут зависеть их успехи в любви и личной жизни, карьере, отношениях с другими людьми.

Библиографический список

1.Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. Воспитатель ДОУ 2011 № 12 — С. 88—94.
2. Головинов  Г. Н. Семья — забота общая. М: УЦ «Перспектива», 2010. 136 с.
3.Лыкова И.А. «Мастерилка. Детское творчество».  Журнал № 1 , 2017
2022