Исследовательская и проектная деятельность

Кервелис А., Воронина Е.В. Творческий проект «Моя будущая профессия — педагог-дефектолог»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


1.       Введение.

Все ближе и ближе тот момент, когда за спиной останутся беззаботные
школьные годы, и жизнь поставит нас всех перед первым серьезным выбором. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни?
Какую профессию выбрать? Уже сейчас мы начинаем задумываться над этими вопросами, сделать выбор действительно не просто. Будущее человека во многом зависит от выбранной профессии. С этой проблемой сталкиваются практически все учащиеся, ведь от того, каким будет этот выбор, зависит вся дальнейшая жизнь. Ученики старших классов находятся на жизненном распутье: детство заканчивается и начинается взрослая жизнь. Для того чтобы не сбиться с жизненного пути, им надо поставить перед собой цель. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ
реализации собственного «Я».
Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии,
достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности
способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего
труда.
Проблема, на решение которой направлен проект: как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы.
Цель проекта: подготовка к выбору будущей профессии.
* Познакомить с профессией педагог-дефектолог.
* Развитие творческих способностей обучающихся как одного из важных направлений деятельности педагога-дефектолога;
* Воспитание уважения к профессии.
Ожидаемые результаты: повышение готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению.
Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Гипотеза исследования: процесс выбора профессии выпускником школы будет успешным, если использовать различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии, консультации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой ставим перед собой следующие задачи:
1. Собрать информацию о данной профессии, используя разные источники;
2. Соотнести требования, которые предъявляет профессия, с собственными
особенностями;
3. Познакомить других ребят с профессией педагога-дефектолога.
4. Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии у педагога-дефектолога.
5. Выяснить, почему профессия педагога-дефектолога – стала такой востребованной.
6. Привлечь внимание учащихся к профессии педагога-дефектолога.
Продукт проекта: творческая работа, буклет для выпускников.
Необходимое оборудование: интернет - ресурсы, энциклопедии, словари, книги.
Краткая аннотация.
Данный проект затрагивает одну из важнейших проблем выпускников -
проблему выбора профессии. Автор проекта собрал материал об одной из
гуманных и благородных профессий человечества – о профессии педагога-дефектолога. Показал, какие личностные качества необходимы человеку, выбиравшему данную профессию. Описал виды деятельности педагога-дефектолога, а также показал, в каких областях можно применить свои профессиональные знания. Этот проект поможет читателям, интересующимся профессией педагога-дефектолога, узнать много нового и полезного для себя.

3.        Основная часть.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».

В.О.Ключевский

Мы живём в современном мире. Вокруг нас существует много разных предметов, происходят разные события, живут взрослые и дети. Мы думаем об окружающем нас мире или, как говорят, "мы мыслим". Для того чтобы думать и рассказывать о наших мыслях другим, мы используем слова. Слова можно произносить и можно писать, но дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в психофизическом развитии, а значит и в умении познавать этот мир, выражать свои мысли, объектировать их в слове и говорить о нём. Поэтому свою задачу педагог-дефектолог должен видеть в том, чтобы помочь детям преодолеть эти трудности с помощью различных коррекционно-развивающих приёмов.
Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» детям. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы. Я выбрала эту профессию, потому что хочу помогать детям. Я хочу, чтобы они знали, что они не одни, что им всегда смогут помочь справиться с проблемами и главное не бояться их.
Профессия дефектолога заключается в работе с детьми, которым нужна адаптация в обществе, воспитание и обучение. Она помогает ребенку избавиться от физических или психологических отклонений.
Специалист должен не только уметь составить правильную программу работы с ребенком, но и обладать навыками общения с малышом, умением заинтересовать его таким образом, чтобы развить в ребенке желание справиться со своими проблемами самому.
Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем.

2.1 История профессии дефектолог.

Дефектология (лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) - наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Зарождение профессии произошло в начале XX века. В это время многие ученые начали заниматься изучением причин отклонения у детей классификацией и определением наиболее действенных методов для индивидуального развития. Создавались специальные центры, в которых производились исследования, и в которых подготавливали будущих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный НИИ дефектологии в Москве.
К началу 90-х гг. эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.
Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л. С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. ХХ в. сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций.
В процессе становления дефектология систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания дефектологов являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах становления дефектологии изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.

«Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

Основной задачей дефектолога является:

Разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми.
Цель его работы - максимально возможные развитие и адаптация этих детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Основные направления дефектологии:
дефектолог-логопед – изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.
Помощь при неравномерном развитии ВПФ. (Например, память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое);
Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте;
Проблемы развития при ряде заболеваний: ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.);
Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития.

Методы работы дефектолога:

•       Урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);
•       Игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);
•       Метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения).
Особенно хорошо помогает детям, не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.

Социальная значимость профессии в обществе:

Работа дефектолога позволяет ребенку с отклонениями в физическом или психологическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениями и ценностями. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справиться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Необходимые качества.

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Образование (Что надо знать?):

Педагог-дефектолог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Место работы и карьера:

Дошкольные или школьные образовательные учреждения, а также государственные или частные центры.

Родственные профессии:

Учитель, психолог, врач, логопед, воспитатель детского сада.

Перспективы профессионального роста:

научно-методи­ческая работа, административное продвижение.

Плюсы и минусы данной профессии.

•       Главным плюсом профессии дефектолог является возможность помощи детям, которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества.
•       Задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания. Наибольшее преимущество работы - это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими или психологическими отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата.
•       С материальной стороны - это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.
•       Минусом профессии дефектолога, а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу.
•       Получение диплома опирается на подкованность в данной специальности, но личные качества педагога не менее важны. Поэтому получить работу и добиться положительных результатов сможет ограниченный круг людей.

Личностные качества:

•       Высокий уровень интеллекта;
•       Коммуникабельность;
•       Стрессоустойчивость;
•       Отзывчивость;
•       Внимательность;
•       Хорошая память;
•       Доброжелательность;
•       Ответственность;
•       Эмпатия;
•       Толерантность;
•       Развитая интуиция;
•       Творческие способности;
•       Настойчивость.
•       Целеустремленность;
Самое главное - дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность.

Где можно получить профессию дефектолог?

Обратить свое внимание придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. В процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, мы получим педагогическое образование с медицинским уклоном.

При выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:

§  Московский педагогический государственный университет;
§  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
§  Томский государственный педагогический университет;
§  Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
§  Челябинский государственный педагогический университет

Где можно работать по специальности дефектолог?

Востребованность дефектологов чрезвычайно высока. Они с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом.

Исследовательская часть

Вопрос для исследования: профессия какой сферы приложения человеческих сил («человек-человек», «человек-техника», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-природа») наиболее востребованы среди учеников вашего класса?
Анализ анкеты «Я выбираю профессию...»
Анкетируемые: ученики 10 «А» класса
Цель проведения анкетирования:
1.        Отследить, каков процент учащихся определился в выборе профессии.
2.        Определить группу профессий, наиболее предпочтительных для учащихся.
Вопросы анкеты:
1.        Известна ли вам профессия дефектолога?
2.        Определился ли ты в выборе профессии?
3.        Если да, то назови свою будущую профессию?
4.        Чем обоснован твой выбор профессии?
Я провела анкетирование среди учеников 10 «А» класса. В исследовании участвовало 25 учеников.
 КЛАСС
1
2
3
4
10 «А»
75% - известно о профессии дефектолога
15 % - не уверены
10 % - не имеют представления
60% -определились в выборе профессии
25% -не уверены в своем выборе
5% - не определились
Полицейский, таможенник, юрист, врач, логопед, дефектолог, военный, актриса, учитель, стоматолог
Помощь людям, любовь к детям, воплощение идей, большой доход, нравится, выбор родителей
 Анализ ответов на вопрос №2
Назовите свою будущую профессию
(Выбранные профессии распределились по типам: «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-знак»)
Объектами нашего исследования являются профессии: врач, логопед, дефектолог, военный, полицейский.

Профессия

Знания, необходимые для овладения данной профессией

Качества личности, необходимые для этой профессии

Сколько учащихся вашего класса решили выбрать эту профессию и почему?

врач

Анатомии, химия, биология, психология

Милосердие, чуткость, хладнокровие, умение оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и оказывать помощь

4

Желание приносить пользу людям

военный

История, обществознание, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, начальная военная подготовка.

Терпение, стойкость, выдержка, дисциплина, ответственность, сила воли, хладнокровность, бесстрашие, подчинение выше по званию

5

Хочу приносить пользу стране и народу; хорошая заработная плата

полицейский

История, обществознание, физическая культура, право, основы безопасности жизнедеятельности, начальная военная подготовка.

умение оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и оказывать адекватную помощь населению на законных основаниях;
внутренняя дисциплина, собранность, смелость;
ответственность;
моральная устойчивость;
быстрая реакция;
уравновешенность и стабильная психика; честность и принципиальность.

4

Хочу приносить пользу стране и народу; хорошая заработная плата

логопед

Анатомия, русский язык, психология, биология

Сочувствие
Терпение
Безупречная грамотность и речь

3

Нравится работать с детьми

дефектолог

Анатомия, русский язык, психология, биология

умение слушать и понимать дру­гих людей; тактичность;
доброжелательность, этичность; бескорыстность;
терпимость к недостаткам лю­дей; стрессоустойчивость.
внимательность, отзывчивость;
чуткость; креативность

1

Нравится работать с детьми, хочется помочь детям с теми или иными проблемами в развитии

 Проанализировав ответы, можно сказать, что основная часть класса имеет представление о том, чем занимается дефектолог.
Большая часть учащихся 10 класса определилась с выбором профессии.

Заключение.

Выбор профессии очень важен для нас, как еда, отдых, сон и т. д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, мы встаем на новую ступеньку жизни. От нашего выбора зависит вся наша дальнейшая жизнь. Если человек с первого раза выбирает профессию, которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специальности, то жизнь человека можно считать успешной. Перспектива выбора профессии играет огромную роль в нашей жизни.
Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что педагогом-дефектологом может быть не каждый, это действительно призвание. Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других факторов, всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.
Наибольшее преимущество моей будущей профессии – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта профессия подходит тем, кто искренне хочет помогать людям, кто умеет сопереживать, кто самоотвержен, работоспособен. Если все эти качества соединены в одном человеке, то у него есть шанс стать настоящим специалистом. Несмотря на все трудности профессии, я сама решила стать педагогом-дефектологом. Помогать людям не слишком легко, но если человек готов преодолевать трудности ради высокой цели, то ему удастся стать действительно профессионалом в своем деле.
Да, в этой профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед. Я буду получать удовольствие от своей работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя специальность чрезвычайно востребована.
Выполнение данного проекта помогло мне точно определиться, кем я хочу быть. Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе. Я хорошо учусь, хочу успешно окончить школу, что позволит мне поступить в ВУЗ, получить профессию. А моя профессия – моё будущее! Учитель-дефектолог – это мое призвание, это – непрестанное учение, мой образ жизни и благая цель!

Список литературы.

1. Википедия
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1998.
3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля старшего
подростка // Мир психологии и психология в мире, 1995.
4. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/
Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.
5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск:
МГУ, Центр «Детство», 1993.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
7. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.
М.: Педагогика, 1983.
8. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная
программа активного профессионального самоопределения
школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2002.
9.Профильное самоопределение школьников и их профильное обучение –
шаг в будущее. // Педагогический вестник. Выпуск № 26, Кемерово
2003.
10.Пряжников Н.С. Профориетация в школе: игры, упражнения,
опросники. «ВАКО». М.: 2005.
2017-11-27 16:03 2017