НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузьмина О.И., Курганова И.В., Горячева В.В. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ по художественно-продуктивному развитию дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.
В связи с этим, одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие у воспитанников познавательного интереса, любви к малой Родине, ее историко-культурному наследию.
Знакомясь с достопримечательностями своего поселка, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Огромное значение имеет включение в основную образовательную программу задач по ознакомлению воспитанников ДОУ с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием нашего Тереньгульского района.
Одной из основных задач современного дошкольного образования является обучение и воспитание творчески развитых детей. Художественно–эстетическое развитие – одно из важных средств воспитания, поэтому главным условием является комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности, в которой ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Успешность художественно-продуктивной деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.
Художественно-продуктивная деятельность – деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Использование национально – регионального компонента в художественно- продуктивной деятельности детей дошкольного возраста является той составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности каждого региона, учтена значимость произведений народных промыслов, художественные традиции которых и есть живая память, что очень важно для местного населения.
В образовательной деятельности ДОУ по художественно-продуктивной деятельности дошкольников мы используем « Методические рекомендации по организации и проведению образовательной деятельности в ДОО, направленные на сохранение и укрепление социального института семьи, традиционных, семейных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» авторы Анохина И.А., Майданкина Н.Ю.
Методические рекомендации составлены с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности нашего региона, выработанные нашими предками и современниками.
Цель деятельности ДОУ определена следующим образом: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой, ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры региона.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале нашего района позволяет решать следующие задачи:
- формировать любовь к родному поселку, району интерес к прошлому и настоящему;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке, сопричастность к этому;
- развивать бережное отношение к поселку (достопримечательности, культура, природа);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности;
- актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего района, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения.
Задачи по развитию художественно- продуктивной деятельности:
- формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности;
- развивать умение дошкольников применять полученные знания об окружающей действительности в продуктивной деятельности;
- формировать представления детей о произведениях и различных видах искусства Тереньгульского района;
- создавать условия для развития творческой личности.
Для эффективного решения задач по художественно-продуктивному развитию детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:
- тематическое построение материала;
- комплексный подход;
- создание предметно-развивающей среды;
- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
- совместная работа детского сада и семьи;
- знание педагогом истории и культуры своего народа.
6Непосредственно образовательная деятельность с детьми, их совместная деятельность с взрослыми показывает, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал, требует создание специальных педагогических условий. В группах организованы центры по изобразительной деятельности, музыкальному развитию, приобщению воспитанников к художественной литературе.
Образовательная деятельность ДОУ по художественно- продуктивному развитию с использованием регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы, как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам нашего ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, обладать эмоциональной восприимчивостью, эмоциональным откликом на красоту окружающего мира, произведения искусства.
Литература:
1.       Анохина И.А., Майданкина Н.Ю. Моя малая Родина / Методические рекомендации по организации и проведению образовательной деятельности в ДОО, направленные на сохранение и укрепление социального института семьи, традиционных семейных ценностей, гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольног возраста. –Ульяновск,2014,-34 с
2.       .Короткова Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. -№11, 2012,.- С.29 -39.
3.       Методическое пособие по реализации задач социокультурного воспитания детей в условиях сельской местности./ Под ред. Захаровой Л.М.,- Ульяновск,-64 с.
olenka-kuzmina-71@mail.ru
2017