Актуальные вопросы начального общего образования

Михеева М.В. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения

Библиографическое описание:
Михеева М.В. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Я расскажу о формировании читательской грамотности у ребят в начальной школе, так как она является базовым навыком функциональной грамотности.

А что же такое читательская грамотность? «Разве читатель может быть неграмотным? Ведь он умеет читать.» - спросите вы. Оказывается, что мы учимся читать всю жизнь. Одно дело – прочитать и понять сказку, другое – исторический роман, статью из энциклопедии, инструкцию по сборке какого-либо предмета.

Читательская грамотность начинается уже тогда, когда мы выбираем книгу или текст, выбираем сайты, на которые мы можем зайти, чтобы подобрать нужную нам информацию. Это способность человека понимать самые разные тексты, значения незнакомых слов в тексте, чувства героев в произведении, и мысли автора.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Поэтому на уроках я использую следующие технологии для формирования читательской грамотности:

1. Проблемно-диалогическое обучение (Помогает обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога).

2. Технология продуктивного чтения (Состоит из 3 этапов: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения).

3. Игровые технологии (Обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия.).

4. Технология критического мышления (Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни).

5. Информационно-коммуникативные технология (Это, прежде всего, это работа с разными источниками информации).

6. Здоровьесберегающая технология. (Позволяет создать на уроке зону психологического комфорта.

Для реализации данных технологий я использую следующие приёмы:

1. Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Учащиеся читают текст по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.

(Например, при изучении стихотворения С. Михалкова «Мой щенок» после чтения первой строфы можно задать следующие вопросы:

- Почему девочка сбилась с ног?

- Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?

- Как вы думаете, что будет дальше?

2. «Работа с вопросником»

Применяю на этапе самостоятельной работы с текстом, для проверки домашнего задания, для подведения итогов внеклассного чтения. Предлагаю детям ряд вопросов, на которые они должны найти ответ самостоятельно, работая в паре или в группе.

Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, затем обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

(На слайде пример вопросника по рассказу А.И.Куприна «Слон», был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.)

Вопросник по рассказу А.И. Куприна «Слон»

1. Для чего в дом героини пришли врачи?

2. Какой диагноз они ставят девочке?

3. Что значит: быть равнодушным к жизни?

4. Какой совет врачи дают родителям девочки?

5. Какое желание появилось у больной девочки?

6. Как удаётся отцу выполнить зто желание?

7. Прочитайте, как слон шёл по улице (найти отрывок в тексте).

8. Расскажите, каким увидела слона Надя. Таким ли она себе его представляла?

9. Прочитайте выразительно разговор девочки со слоном.

10. Удалось ли девочке победить болезнь?

11. Как вы думаете, почему болезнь отступила?

12. Расскажите, какой эпизод рассказа вам запомнился.

3. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

4. Приём «Жокей и лошадь».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

При изучении русской сказки «Находчивый солдат» одной группе были даны карточки с новыми словами из сказки, которые дети еще не знают, а другой группе - со значением этих слов. Необходимо было найти свою пару.

5. Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

(Я предлагаю вам посмотреть пример синквейна, который сочинили ребята, работая в группах после изучения былины «Илья Муромец и соловей разбойник»)

7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Данный приём может быть использован на разных уроках.

Например, на уроках чтения после изучения раздела «Народные сказки» ребята написали свои сказки. А на уроках родного русского языка оформляли странички «Природного словаря».

6. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины.

7. Приём «Древо мудрости». Сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Также в рамках внеурочной деятельности ребята принимают активное участие в различных творческих конкурсах, конкурсах чтецов, ставят по произведениям спектакли.

Библиографический список:

1. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е.Пановой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с.

2. Оскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
2023