НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рысьева Е.В., Семкова Е.А. Этапы педагогической деятельности по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Всю систему педагогической деятельности по развитию у детей фонематического слуха можно условно разделить на шесть этапов.
I этап – узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Например:
Игра «Что за шум?»
Цель: учить узнавать «бытовые шумы» (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).
Ход игры: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т.д.), дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например:
1. Упражнение: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
- Кто спал на моей кровати? (низко)
- Кто ел из моей миски? (средне)
- Кто сидел на моем стуле? (высоко)
2. Упражнение: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».
Ребенка зовут по имени - 4 раза (каждый раз другой человек).
Произносят короткое [ау] - 4 раза (каждый раз другой человек).
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Например:
Упражнение: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».
Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак.…….
IV этап – дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги. Например:
1. Упражнение: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».
на-на-на-па
ка-ка-га-ка
2. Упражнение: «Послушай слоги и скажи какой лишний».
Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.
V этап – дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Например:
1.       Упражнение: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э].
2.       Упражнение: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к].
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Воспитатель должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем приступают к анализу согласных звуков.
Например:
Игра «Отстукивание слогов»
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Ход игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, КОЛЕСО. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове.
Таким образом, поэтапность представленной работы позволяет сформировать фонематический слух последовательно и в соответствии с закономерностью речевого развития в целом. Всю работу по формированию фонематического слуха можно проводить как на занятиях, так и в индивидуальных формах работы.

Список литературы:
1.       Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. – М.: Айрис – пресс,2006.
2.       Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
2019