Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Филимонова Н. В. Здоровье школьника – основное условие хорошей успеваемости

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако состояние здоровья юных россиян вызывает опасение: в среднем каждый российский ребенок имеет несколько хронических болезней. В 40 % причиной этого специалисты называют несбалансированное питание, лишь в 15 % случаев ссылаются на организацию медицинского обслуживания, столько же приходится на генетические особенности, остальное определяется образом жизни, индивидуальными привычками.
Что такое здоровье? Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Воспитание здорового молодого поколения с гармонично развитыми духовными и физическими силами неразрывно связано с разработкой рационального режима дня. Рациональный режим дня способствует нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Он предохраняет нервную систему от переутомления; обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года; создает благоприятные условия для физического и психического развития детей и подростков.
Приучаться выполнять режим дня необходимо с ранних лет. В этом возрасте легко выработать привычку к организации и порядку, к систематическому труду.
Правильный режим дня – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающийся изо дня в день автоматизм
жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим дети, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.
Основными режимными моментами в суточном бюджете времени детей являются: учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, спортивные развлечения, закаливающие мероприятия, прогулки, общественно полезный труд, свободное время, прием пищи, гигиенические процедуры, ночной
сон, самообслуживание и помощь семье. При разработке рационального режима дня предусматриваются достаточная продолжительность и правильное распределение основных режимных компонентов. С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, появляются новые виды деятельности, меняется характер организации и проведения тех или иных режимных моментов. Однако главными в распорядке дня должны быть разумное чередование умственной и
физической нагрузок с отдыхом, рациональное питание.
Домашние учебные занятия являются важным звеном самостоятельной подготовки детей в процессе обучения. Для выполнения заданных на дом уроков ученикам 2-го класса отводится около 1-1,5 часа, 3-4-го – 2 часа, 5-6-го-до 2,5 часа, 7-го – около 3 часов, 8-11 класса – до 4 часов. Школьник уложится в это время, если будет начинать готовить уроки всегда в одно и то же оптимальное время - в 16 часов. Постепенно у него выработается привычка, и тогда он без труда будет справляться с домашним заданием в отведенное для него по режиму время. Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играют также привычка к постоянному месту работы, создание рабочей обстановки, включающей рабочее место, рабочую зону (письменный стол, стул, определенный порядок на столе, наличие необходимых письменных принадлежностей и т.д.), освещение рабочего места и др.
Во время занятий должно быть устранено все, что может отвлекать от работы (громкие разговоры, радио, телевидение и т.п.) Сами школьники должны быть приучены работать сосредоточенно, не отвлекаясь.
Известно, что при длительной однообразной деятельности эффективность выполнения домашних заданий снижается, поэтому через каждые 30-45 минут необходимы 10-15-минутные перерывы. Активные движения руками и ногами (ходьба, дыхательные упражнения, движения для туловища, ног) во время перерыва помогут в определенной мере повысить работоспособность. Если домашнее задание школьник выполнил небрежно, не нужно заставлять его нерационально тратить время на многократное переписывание.
В суточном бюджете времени каждого ребенка предусматривается так называемое свободное время, которое учащиеся используют сообразно своим интересам, личным склонностям, желаниям. Оно включается в режим дня после самоподготовки. Характер его может быть самым разнообразным:
занятия в различных кружках, спортивных секциях, художественная самодеятельность, танцы, посещение театра, просмотр кинофильмов, чтение художественной литературы и т.д.
Целесообразность дополнительного обучения школьника музыке, рисованию, иностранному языку определяется отношением к этому делу самого ребенка. Если он занимается любимым делом, получая от него радость, заметной усталости не будет. Когда внешкольные занятия не приносят ученику удовольствия и, как следствие, приводят к высокой степени усталости, необходимо срочно упорядочить дополнительные занятия.
Большую пользу для здоровья и радость детям приносят совместные с родителями экскурсии и загородные прогулки. Они имеют не только оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение.
В свободное время учащиеся должны оказывать посильную помощь семье. Школьников младших классов привлекают к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и др. Более старшие школьники помогают в уходе за младшими детьми в семье, в приготовлении пищи,
уборке квартиры, выполняют садово-огородные и другие работы, связанные как с самообслуживанием, так и с общественно полезным трудом. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.
В режиме дня детей следует также предусматривать достаточное время для гигиенических процедур. Чрезвычайно важными элементами режима дня школьников являются: сон и питание. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, а также соблюдение правил личной гигиены в период бодрствования; сюда могут быть отнесены и переодевания после школы и для прогулки, прием пищи. Каждый из этих элементов режима требует немного времени, но в сумме на них затрачивается не менее 3 часов; дети младшего возраста, особенно 6 лет, тратят времени больше. В их суточном бюджете времени на личную гигиену выделяется не менее 3-4 часов.
После напряженного учебного дня школьнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Чтобы сон ребенка был полноценным, следует создать соответствующие условия: укладывать спать строго по режиму дня (учеников 1-2-го класса в 20.30, 3-4-го – в 21.00, 5-7-го – в 21.30, 8-11-го – в
22.00). Если у ребенка нет отдельной комнаты, нужно уменьшить яркость света, приглушит музыку, по тише разговаривать. В комнате должен быть чистый воздух; очень полезна перед сном прогулка, мытьё рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов. Ежедневное мытье ног перед сном водой комнатной температуры оказывает благоприятное влияние на ЦНС, закаливает организм, способствует быстрому засыпанию. Помимо гигиенической ценности таких процедур для организма, следует отметить их общее
воспитательное воздействие на ребенка. Приучая детей к выполнению гигиенических процедур, родители одновременно воспитывают у них положительнее качества, т. к. привычка к чистоте и порядку влияет на общую культуру поведения человека.
Чтобы не было тревог по поводу успеваемости сына или дочери, важно приучить ребенка, начиная с начальных классов, ценить время, умело им распоряжаться. Если этого не сделать впервые школьные годы, в старших классах встретиться немало трудностей.

Литература

1. Брязгунов И.П. "Беседы о здоровье школьников" - М.: Просвещение, 1992.
2. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С.Н.Заготова. – Ростов-на-дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2002.
3. От колыбели до школы. Дерюгина М. П., Дерюгина О. А. – Минск: "Современная школа", 2008.
4. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения. Серия: Семейная библиотека. Издательство: Владос, 2004
2022